Типология социальной информации
В основу типологии положено деление социальной информации на две большие группы:
- с точки зрения содержания (структурный подход) — «открытую» и «конфиденциальную»;
- с точки зрения доступности (функциональный подход) — «свободного доступа» и «регламентированного доступа».
Под открытой здесь понимается информация, доступ к которой либо не должен быть ограничен, либо не может быть ограничен в силу специфики ее функционального предназначения. К данному типу информации относится также всякая информация, которая с необходимостью должна быть доступна каждому.
Про персональные данные см. 152-ФЗ «О персональных данных»

Информацию, доступ к которой необходимо ограничить по причине того, что в ней содержится нечто, могущее в случае бесконтрольного распространения и/или некорректного (противоправного) использования причинить вред ее собственнику, владельцу или третьим лицам, предлагается обозначить термином «конфиденциальная».
Конфиденциальный — (от лат. confidentia — доверие), доверительный, не подлежащий оглашению, секретный (Большая советская энциклопедия).
Понятие «конфиденциальная», таким образом, предлагается использовать как синоним термина «информация ограниченного распространения» и в качестве родового по отношению к любой информации, не подлежащей всеобщему оглашению, т. е. той, которая должна быть известна только ограниченному кругу лиц. К этой категории должна быть отнесена и та информация, которая сегодня рядом законодательных актов уже трактуется как «конфиденциальная», и служебная информация ограниченного распространения, и, совершенно очевидно, секретная информация. Уж что-что, а секретная информация потому и является секретной, что известна самому узкому кругу лиц. Другими словами, более конфиденциальной, чем секретная, никакая другая информация быть не может.
Вместо понятия «информация ограниченного доступа» предлагается ввести совершенно новое — «информация регламентированного доступа», — которое является значительно более широким, чем понятие «информация ограниченного доступа» и родовым по отношению к любой информации, доступ к которой регулируется (регламентируется) тем или иным способом. В жизни мы не имеем возможности прямого и свободного доступа к огромному пласту интересующей нас информации, которая по определению не является конфиденциальной.
Например, если вы захотите ознакомиться с совершенно открытой информацией, напечатанной в газете, вы должны будете:
- купить газету в киоске;
- выписать по почте;
- найти того, у кого такая газета есть и попросить ее у него.
Возможны и другие варианты. Но, в любом случае, чтобы ознакомиться с информацией данного типа, вам необходимо будет совершить ряд действий предписанных ее собственником (законный путь) или предпринять некоторые другие действия (противоправный путь).
Тайна есть информация, которая
- должна быть известна только строго определенному кругу лиц, и
- по ограничению доступа к которой лиц, не входящих в этот круг, осуществляется определенная предметная деятельность.
Если хоть одно из этих условий нарушается, информация, относящаяся к данному классу, перестает быть таковой. То есть, тайна перестает быть тайной!
Другими словами, тайна — это информация, отнесенная собственником к категории конфиденциальной, по защите которой предпринимаются определенные действия.

По материалам научных публикаций Атаманова Геннадия Альбертовича, полковника запаса, кандидата философских наук, http://gatamanov.blogspot.com