Подписка на блог

Customize in /user/extras/subscribe-sheet.tmpl.php.

Sample text.

Twitter, Facebook, VK, Telegram, LinkedIn, Odnoklassniki, Pinterest, РСС JSON Feed

Sample text.

Проблема в науке

Научное исследование — особый тип деятельности.

«Проблема» в науке — это нахождение, «нащупывание» научного парадокса.

«Парадокс» — это когда относительно одного и того же объекта исследования есть два (по крайней мере, два) знания, и они прямо противоречат друг другу. Это называется «ситуацией парадокса». Если возникает ситуация парадокса, то это формулируется как проблема.

До поры до времени, с XVII по XIX век включительно, как известно, существовала только «химия состава». А в химии состава считалось (и это тоже было законным знанием, твёрдо установленным, много раз проверенным), что свойства вещества зависят от химического состава этого вещества. Соответственно, если установлено, что вещества состоят из атомов углерода, то и свойства у них должны быть одинаковые.

А в начале ХХ века химики столкнулись с удивительным парадоксом.

Выяснилось, например, что у двух разных веществ — у графита и у алмаза — молекулярный состав один и тот же. И графит, и алмаз состоят из атомов углерода. Но свойства — совершенно разные. Графит можно пальцами растереть, а алмаз — чрезвычайно твёрдое вещество.

Это — типичная ситуация парадокса. Стали разбираться… И выяснилось, что, помимо химического состава, у всякого вещества есть ещё и молекулярная структура. С соответствующими структурными связями между атомами. И у графита структура оказалась слоистой, а у алмаза структура связей оказалась очень жёсткой. Отсюда — и свойства совершенно разные. Соответственно, этот парадокс был переведён в разряд задач. И дальше — открылась эпоха так называемой «структурной химии». Или её ещё называют «органической химией» [1].

«Всякий парадокс в науке снимается за счет появления третьего знания:

Пока не выработаешь третье знание, которое о том же самом, но снимает противоречие первых двух, парадокс и, соответственно, научная проблема остается нерешенной» [3].

«Действительный вопрос всегда вырастает перед людьми в ходе споров, дискуссий — в ситуации, когда „одни говорят так, другие — этак“ и каждая сторона приводит в свою пользу фактические доводы, основанные на фактах аргументы. Эта ситуация спора, противоречия, столкновения мнений и есть показатель того, что знание, зафиксированное в общепринятых положениях, оказалось недостаточным для того, чтобы с его помощью можно было понять, уразуметь, осмыслить какой-то новый, еще не осмысленный факт, не предусмотренный готовым знанием случай.

Ум, приученный с детства к действиям по штампу, по готовому рецепту „типового решения“ и теряющийся там, где от него потребовалось самостоятельное размышление и решение, поэтому-то и не любит „противоречий“. Он всегда старается их обойти сторонкой, замазывать болтовней, сворачивая опять и опять на рутинные, протоптанные и затоптанные дорожки.

Вообще отношение к противоречию является самым точным критерием культуры ума, умения мыслить. Даже просто показателем его наличия или отсутствия.

2 + 2 = 4

«Абсолютной и несомненной» эта истина остается только до тех пор, пока умножению (сложению) подвергаются абстрактные единицы (одинаковые значки на бумаге) или «вещи», более или менее на них похожие, — палочки, шарики или другие «абсолютно твердые» и непроницаемые друг для друга тела (идеальные объекты).

Сложите вместе две и две капли воды — и вы получите всё, что угодно, но не четыре. Может быть, одну каплю, может быть, — сорок четыре брызги.

Слейте вместе (в один сосуд) два литра сока с двумя литрами воды — и вы получите не четыре литра сока, а несколько — увы — меньше…

Дважды два — четыре, как и любое правило, сформулированное наукой, как и любой закон, верно лишь там и тогда, где и когда соблюдены — то бишь имеются налицо — все условия и предпосылки его полной применимости и где в дело не вмешиваются какие-то дополнительные условия (факторы), искажающие картину иногда до неузнаваемости [2].

Список используемых источников:
1) Берёзкин Ю. М. Методология научных исследований (деятельностный подход) : курс лекций / Ю. М. Берёзкин. — Иркутск : Изд-во БГУ, 2016. — 196 с.
2) Учиться мыслить! Э.В. Ильенков
3) Берёзкин Ю. М. МЕТОДОЛОГИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: курс лекций / Ю. М. Берёзкин. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2015. — 232 с.

Подписаться на блог
Поделиться
Отправить
Запинить
Дальше