Выбор научного руководителя

Выбор научного руководителя — очень важный момент, который, при правильном выборе, даст вам больше пользы и знаний, чем все остальное обучение на факультете. Да и вообще, вероятно, предопределит все ваше будущее. В процессе обучения науч.руководителя можно сменить, но реально это сделать будет весьма неудобно, да и времени вы потеряете массу. Так что отнеситесь к процедуре выбора очень серьезно.

Поначалу важно хотя бы примерно определиться с тем, чем вы хотите заниматься (не только сейчас, но и после выпуска, да и вообще по жизни). Напрягитесь и подумайте не о своих текущих желаниях, а о планах на ближайшие несколько лет. Если предыдущее предложение вызвало оторопь, постарайтесь хотя бы подумать о том, какие предметы вам понравились и почему, и какой сферой ИБ вы с удовольствием занимаетесь в свободное от учебы время. Лишь после этого начинайте выбор науч.руководителя, учитывая при этом:

  • сферу деятельности преподавателя — стоит выбирать тех, кто занимается интересующим вас направлением (тему может предложить и сам преподаватель);
  • сходимость характерами — хорошо, когда вам комфортно общаться с вашим науч.руководителем, ибо делать это придется часто и много;
  • загруженность преподавателя — даже если он клёвый и вообще прелесть, но уже загружен десятком курсовиков (НИРС, бакалаврских), то вряд ли сможет уделять вам достаточно времени;
  • уровень требований — у нетребовательного преподавателя легко числиться, но сложно защищаться и вообще научиться чему-либо; у требовательного работать придется много и трудно, но эффект будет в разы лучше.

Если в списке преподавателей вы не находите тех, кто занимается интересным вам направлением, просто зайдите на кафедру и спросите, кто работает в нужной вам области. Обычно там сходу смогут назвать пару человек, которые вам помогут и куда-то направят.

Не обязательно выбирать науч.руководителя сразу и навсегда — не повредит (а скорее очень поможет) сначала поймать интересующих преподавателей на кафедре, в коридоре или между парами и пообщаться, задав любые интересующие вопросы.

После нелегкого выбора преподавателя с ним обязательно нужно встретиться. На эту встречу нужно приходить подготовленным, заранее подумав над следующими вопросами:

  • чем конкретно вы хотите заниматься в качестве курсовой работы (шикарно, если вы сами сразу сможете сформулировать для себя четкую задачу и план)?
  • в каком направлении вы хотите работать (какие технологии, проекты…)?
  • чем вы планируете заниматься после выпуска?
  • вам больше интересна наука (которая обычно ведет в аспирантуру или в research & development отделы крупных корпораций) или бизнес (работа здесь и сейчас)?
  • что внушительного вы уже успели сделать и чем особенно гордитесь?

Лучше всего отвечать на эти вопросы правду и не стараться специально понравиться. В этом случае можно прямо сразу получить несколько ценных советов.

Зачем нужен научный руководитель? Если коротко, то он просто учит вас думать и эффективно решать сложные задачи. Вообще же у идеального науч.руководителя есть масса крайне полезных функций:

  • он ставит вам задачи и учит вас ставить их для себя самостоятельно;
  • он контролирует процесс работы и учит вас работать эффективнее;
  • он направляет вашу работу в более оптимальное русло, о котором сами вы не догадаетесь;
  • он консультирует вас о нюансах жизнедеятельности на кафедре и готовит вас к защитам курсовых и дипломных работ;
  • он устраивает вас на работу (после выпуска или сразу в процессе обучения);
  • и делает еще много чего полезного.

Нужно понимать, что идеальные науч.руководители обычно встречаются только в вакууме. Реальный же руководитель, возможно, будет выполнять не все перечисленные функции. Но даже в этом случае его помощь (которая, напомним, в итоге конвертируется в прокачанность вашего мозга) может быть очень велика.

Как же добиться наибольшей пользы? Изложим ряд простых правил по работе с науч.руководителем, следование которым максимально увеличит ваш КПД.

  • Встречайтесь с науч.руководителем регулярно. Это наиважнейшее правило, которое автоматом будет тянуть за собой все остальные. Если науч.руководитель не видит вас по несколько месяцев, то помочь вам и чему-либо вас научить он не сможет при всем желании. Сам он вас искать не будет (дел у него и без этого достаточно), поэтому вы должны сами инициировать встречи, ибо это в ваших же интересах. Таким образом, зарубите себе на носу: нужно обязательно встречаться с науч.руководителем хотя бы раз в несколько недель (не реже раза в месяц).
  • Готовьтесь ко встрече, пишите материалы. Являться на встречу с одними лишь мыслями в голове малополезно. Чтобы вы быстро друг друга поняли, старайтесь готовиться, оформляя все в наиболее наглядном виде. Например, обсуждаемую задачу стоит сразу четко сформулировать на бумаге, любопытный метод стоит принести в виде распечатки статьи о нем, работу приложения пояснить заранее нарисованной схемой или диаграммой. В финале все эти артефакты вам все равно понадобятся для вставки в текст работы, поэтому всяко лучше делать и демонстрировать их заранее.
  • Отчитывайтесь о проделанной за последнее время работе. Науч.руководитель должен знать, что вы успели сделать со времени последней встречи, с какими проблемами столкнулись, и что собираетесь делать дальше.
  • Выясняйте все непонятные вам моменты. Итогом встречи для вас должен быть конкретный план действий на ближайшее время, который вы понимаете и знаете как осуществить. Если вы выходите от науч.руководителя, ничего толком не поняв и не зная, что делать дальше — вернитесь к нему и уточните.
  • Разговаривайте с науч.руководителем. Если вы что-то не поняли или не знаете, боитесь спросить или не знаете как спросить, не знаете что делать и все такое прочее, то помните, что ваши проблемы совсем не так страшны, какими кажутся, и вас поймут и помогут. В конце-концов, ваша цель не только написать диплом, но и научиться работать с людьми. И науч.руководитель может вам в этом помочь. Не бойтесь обсуждать непонятные вам места и те решения, которые вам (не) понравились. Помните, телепаты в отпуске, а умение общаться с людьми и после университета пригодится.
  • Помните, ваш науч.руководитель — тоже человек. При всей его нежной любви к вам у него есть работа, семья, хобби и прочие приятности. Он просто физически не может 24 часа в сутки и 7 дней в неделю помогать вам писать курсовую, а также сидеть с вами в последнюю ночь перед защитой. Постарайтесь отнестись к нему со всем уважением и не перевешивать на него лично ваши обязанности.

Оригинальный источникhttp://bit.ly/piit_faq

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *