Курсовая работа

Курсовая работа является одним из видов учебной работы студента и представляет собой исследования, проводимые студентами самостоятельно под руководством преподавателя. Работа представляет собой разработку конкретной темы учебной дисциплины небольшого объема с элементами научного анализа, отражающая приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки, умение работать с литературой, анализировать источники, делать обоснованные выводы.

Курсовой проект является одним из видов учебной работы студента, который выполняется на протяжении семестра и содержит технический анализ определенного варианта инженерного решения по заданной теме. Кроме технической составляющей в курсовом проекте может быть и экономическая часть (для экономических направлений подготовки техническая составляющая может отсутствовать), ориентированная на анализ эффекта от внедрения или разработки выполненного инженерного расчета или относящаяся к организации процесса управления производством.

Тема курсовой работы (проекта) может быть предложена студентом при условии обоснования им её целесообразности и соответствия содержания проекта (работы) дисциплине, по которой курсовой проект или курсовая работа выполняется.

В рамках групповой формы обучения допускается выполнение курсовой работы (проекта) по одной теме несколькими студентами с определением объёма выполнения и содержания индивидуального задания для каждого студента.

Защита курсовой работы (проекта) является обязательным заключительным этапом курсового проектирования. При защите курсовой работы (проекта) публично студент, защищающий курсовой проект или курсовую работу, должен сделать сообщение о проделанной работе продолжительностью 5 – 10 минут. В сообщении излагаются основные требования и пути реализации задания, описываются решения, применённые студентом при разработке проблемных вопросов темы. Защита проходит с использованием компьютерной презентации.

При изложении материала на защите студент должен продемонстрировать:

  • умение кратко, чётко и технически грамотно излагать содержание выполненной и представленного на защиту курсовой работы (проекта);
  • умение обосновать выбранный вариант решения проблемы, связанной с устройством, технологией, алгоритмом, программой исследования и т. д.;
  • владение теоретическим материалом по тематике курсовой работы (проекта);
  • хорошее владение математическим аппаратом и чёткое ориентирование в расчётах.

После сообщения студент отвечает на вопросы присутствующих, касающиеся темы курсовой работы (проекта).

Обращаю внимание!

  1. Практическое задание на курсовую работу в обязательном порядке согласовывается с научным руководителем.
  2. Курсовая работа НЕ является компиляцией статей из сети Интернет. Сбор и изучение теоретических материалов – первый, но не основной шаг к успешному выполнению работы.
  3. Объем заимствований в курсовой работе при проверке в системе «Антиплагиат» не должен превышать 40% (проверяется наличие ссылок на источник заимствования).

Из положения о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов ИНЖЭКОНа:

  1. Защита курсовой работы (проекта) является неотъемлемым условием допуска к экзамену (зачету) по соответствующей дисциплине.
  2. Курсовая работа (проект), получившая неудовлетворительную оценку, может быть однократно допущена к повторной защите с письменного разрешения заведующего кафедрой.
  3. Защита курсовой работы (проекта) проводится до начала экзаменационной сессии в сроки, определенные преподавателем-руководителем курсовой работы (проекта).

Высший смысл курсовой работы — научить вас решать технически сложные задачи, аргументированно отстаивать ваш способ решения, защищать свои выводы. В общем, сделать из вас настоящего специалиста. Это определяет требования, которым обязана соответствовать любая курсовая (а позже и дипломная) работа:

  • Ценность — в работе должен быть смысл и польза, причем не только для вас, но и для окружающих. Ценность вида «я это делал, чтобы изучить технологию» — плохой вариант. Причем сразу выделите в работе и научную (теория, методы и прочие размышления), и практическую (решение конкретной технической задачи) ценность.
  • Оригинальность — работа не должна повторять уже существующие. Полной оригинальности достигать не обязательно, но что-то новое в рассматриваемую область нужно привнести.
  • Завершенность — очень важно довести до логического конца все поставленные в рамках работы задачи. Невыполнение (или недемонстрация) хотя бы одного пункта оттуда влечет за собой невыполнение всей работы целиком, поскольку поставленная цель не достигнута полностью. Исключение могут составлять лишь задачи исследовательского характера.
  • Объем — минимально допустимый объем курсовой работы — 20-25 (!!!) страниц. Если у вас получается меньше, то либо вы забыли описать что-то важное и нужное, либо сама ваша работа настолько мала, что не тянет на курсовую. Краткость, безусловно, сестра таланта, но правильно оформленная и полная рукопись серьезной работы не может быть меньше указанных выше цифр.

Если ваша работа не соответствует даже одному пункту из списка выше, это уже ставит под вопрос ее качество и успешную защиту. Если таких пунктов больше — советуйтесь с научным руководителем и обязательно доделывайте. На защите вы должны четко представлять ваш вклад в каждое из этих требований.
Цель любой курсовой работы можно и нужно сформулировать в одном предложении (например, “реализовать то-то для обеспечения того-то посредством сего-то”). Эта цель является краеугольным камнем, вокруг которой должна вертеться вся ваша работа, текст курсовой и последующая защита.
Работа обычно разбивается на несколько задач, последовательное выполнение которых приведет к искомой цели. Эти задачи нужно чётко сформулировать в самом начале работы над курсовой. Тогда вам станет ясен примерный объём работ и не придётся наступать весной на грабли «ах, ну надо успеть хоть что-нибудь, а то времени теперь совсем нет, хотя задумки были страсть какие интересные» (скорее всего хотя бы однократно на эти грабли вы все же наступите, но попытка планировать задачи и оценка их выполнения — очень полезный опыт, который пригодится потом на всю жизнь).
Кроме того, по задачам и их выполнению сторонний наблюдатель (читай — научный руководитель) сможет оценить успешность работы. А значит, они должны быть проверяемы (а еще лучше — измеряемы) и конечны.
Вся деятельность по курсовой  (а значит — и все ее содержимое) должна проводиться в рамках заявленных целей, задач и ожидаемых результатов. В работе не должно быть пунктов, которые не помогают достичь результата — и наоборот.

Несколько ценных советов по защите курсовой  работы:

  • Репетируйте защиту. Экспромт — это прекрасно, но на защитах не работает. Порепетировав пару раз перед научным руководителем или однокурсниками, вы сможете заметно улучшить рассказ, примерно запомнить последовательность и получить ценные замечания по доработке.
  • Сделайте хорошую презентацию. Проекторы гораздо менее контрастны, чем мониторы, поэтому оценить вашу черно-зеленую презентацию никто не сможет — ее просто не будет видно. Старую добрую черно-белую презентацию можно сделать очень креативно, так что выбирайте ее. Больше схем — преподаватели, как дети, будут им искренне рады, поскольку с ними работа становится гораздо нагляднее. В общем, в презентации хочется увидеть большие буквы, мало слов и много понятных схем.
  • Хорошо объясняйте. Поставьте себя на место членов комиссии — до момента защиты они понятия не имели о вашей теме и работе. Ваша задача — максимально четко и доходчиво разъяснить то, чем вы занимались. И на это у вас есть всего 10 минут. Поэтому постарайтесь рассказать о проекте так, чтобы вас поняли, осознали ценность и актуальность вашего проекта, вашу роль и достижения. Это позволит избежать лишних вопросов в конце защиты. И не скатывайтесь в другую крайность — избавьтесь от жаргонных, просторечных и нецензурных слов.
  • Коммуницируйте. При ответе на вопросы постарайтесь понять, что же именно у вас действительно пытаются узнать и ответить именно на заданный вопрос (а вопросы могут быть самые неожиданные). Разумеется, надо хорошо разбираться в теме, над которой вы работали. Но если не знаете ответа — скажите то, что знаете, не придумывайте лишнего. Не старайтесь доказать комиссии, что они идиоты — у вас вряд ли это получится, зато то, что вы не можете объяснить свою позицию, отметят [источник] .

Курсовая работа по дисциплине «Программно-аппаратная защита информации» должна быть посвящена технологическим вопросам обеспечения информационной безопасности в части совершенствования (разработки) программно-аппаратных средств защиты.

Общая структура расчетно-пояснительной записки зависит от конкретного содержания проекта и согласовывается с научным руководителем.

Во введении студент кратко (в объеме 1-2 стр.) описывает состояние вопроса по теме курсовой работы. Введение заканчивается общей формулировкой задач, которые должны быть решены в ходе выполнения курсовой работы.

Расчетно-пояснительная записка, как правило, распечатывается на белых листах формата А4 (на одной стороне). Весь материал в расчетно-пояснительной записке скрепляется или помещается в файл (бумажная версия должна сопровождаться CD/DVD диском с текстом отчета и программой реализацией, образом виртуальной машины, скриптами и пр.).
В целях структурированного изложения содержания курсовой работы ее основная часть подразделяется на главы (разделы) и параграфы (подразделы). Разделы и подразделы основной части должны иметь наименования (заголовки), отражающие основное содержание текста, и сквозную нумерацию.
Каждое приложение должно иметь содержательное название и порядковый номер, которые печатаются в верхнем правом углу, например «Приложение 1».
Список использованных источников составляется в порядке появления ссылок на них в тексте расчетно-пояснительной записки в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-84. Номер источника в основном тексте обозначается арабскими цифрами и заключается в квадратные скобки, например, [23].
Приложения содержат вспомогательный материал: формы документов (в том числе — заполненные), инструкции, формуляры, карты, результаты расчетов, тексты программ, экранные формы и т.д. — на который в основной части имеются ссылки.
Тест должен быть набран в формате doc(x). Параметры форматирования: шрифт — Times New Roman, интервал – 1.0, кегль (размер) – 14; абзацный отступ — 1.25; перенос слов — автоматический. Размеры полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.
Нумерация страниц — арабскими цифрами в средней нижней части листа. Титульный лист включается в общую нумерацию, но не нумеруется.
Рисунки и таблицы должны располагаться в тексте сразу после ссылок на них или сразу на следующей странице.
Рисунки должны иметь поясняющую надпись (название рисунка), которая помещается под ним. Рисунки обозначаются словом «Рис.». Точка в конце названия не ставится.
Например, Рис. 1 — Схема функциональная
Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается над ней. Точка в конце заголовка не ставится. Таблицы обозначаются словом «Табл.».
Например, Табл. 4 — Результаты расчетов
Таблицу следует размещать так, чтобы ее можно было читать без поворота курсовой работы (проекта) или с поворотом по часовой стрелке. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе таблицы на следующей странице повторяют ее «шапку».
Рисунки, таблицы и формулы следует нумеровать последовательно арабскими цифрами в сквозном порядке в пределах всей курсовой работы (проекта).
Формулы в тексте размещаются в отдельных строках с симметричным расположением относительно полей листа и имеют сквозную нумерацию в круглых скобках справа.
Правила оформления программных документов должны соответствовать требованиям стандартов ЕСПД (единой системы программной документации).
В том случае, если графическая часть представлена в виде мультимедийной презентации, то все слайды должны быть пронумерованы.

Удачи!

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *