Современная научная деятельность и развитие университетов

Общество развивается по определенным законам, хотим мы того или нет.
И речь не о судьбе и предопределенности. Сошлюсь здесь на великого Канта, который считал, что отдельный человек имеет свободу выбора в своих действиях, в то время как человечество в целом с необходимостью подчиняется некоторому закону [1].

Какие общественные законы существуют? Что нам дает их знание? И как это связано с развитием университетов? Далее постараюсь ответить на эти вопросы.

Науке известны два вида законов: сохранения и сохранения тенденций изменения. Первый вид законов подробно изучается в школьном курсе физики, например, закон сохранения энергии и др. На них подробно останавливаться мы не будем, а перейдем сразу ко второму виду. Еще он носит название закон исторического развития человечества и имеет несколько формулировок: закон экономии времени, закон роста производительности труда, закон возвышения потребностей. Системно эти законы изложил в своих работах советский ученый П.Г. Кузнецов [1, 2]. Рассмотрим каждую из формулировок.

Время жизни человека можно разделить на две составляющие (см. рисунок 1): необходимое социальное время для удовлетворения жизненных потребностей (своих и общественных) и свободное социальное время, в которое человек волен заниматься любой деятельностью.

Рисунок 1

Закон экономии времени гласит, что доля необходимого времени по ходу исторического развития уменьшается, а доля свободного времени столь же закономерно увеличивается.

Действие данного закона мы можем наблюдаем в повседневной жизни [3]. Действительно, посмотрим на потребность человека в питании. Со временем она не исчезает, но за счет полуфабрикатов и «фастфуда» сокращается необходимое время на приготовление и прием пищи. По аналогии подобное наблюдается в одежде, жилье и пр.

Интересно, что с другой стороны происходит рост новых потребностей, например, в личном комфортном автомобиле. Таким образом, возрастает необходимое социальное время на производство, но благодаря автоматизации растет выпуск продукции за единицу времени. В этом состоит другая форма проявления закона исторического развития человечества.

Совершенствование деятельности требует творческого участия человека, поэтому в свободное время включается создание прорывных идей, что приводит к росту интеллекта — так выражается закон возвышения потребностей [2]. В последнее время мы наблюдаем, как творческое развитие становится необходимой частью жизни: в крупных компаниях появляются отдельные должности, связанные с инновациями.

Очевидно, что все формы закона исторического развития тесно взаимосвязаны между собой (см. рисунок 2): рост производительности труда приводит к увеличению свободного времени; усиление интеллектуальной мощности влечет за собой рост производительности труда [1].

Рисунок 2

Знание закона исторического развития человечества позволяет управлять общественными процессами и принимать научно обоснованные решения. Осуществляется это через проверку, соответствует ли принимаемое решение закону развития или не соответствует.

Следование данному закону приведет к благополучию граждан, но по пути к этому возникает ряд сложностей. На рисунке 2 показаны проблемные разрывы в связях между основными проявлениями закона. Соответственно их три.

  1. Рост производительности труда направлен на удовлетворение навязанных потребностей (например, погоня за новыми гаджетами).
  2. Наличие свободного времени приводит к снижению интеллектуального уровня (к примеру, чтение бульварной литературы).
  3. Интеллектуальный труд оторван от реальных потребностей людей.

Исходя из своего многолетнего опыта работы в вузе, хочу подробнее остановиться на третьем пункте и поговорить в связи с этим о развитии университетов. Сразу отмечу, что под развитием я понимаю следование закону исторического развития человечества, в ином случае нас ожидает постепенная деградация.

В университете формируется интеллектуальная мощность человека, но сами по себе научные знания не несут большого смысла, если они не имеют приложения.

Как известно, ученые на основе природного материала строят идеальные объекты (модели), которых не существует в природе, например, идеальный газ, материальная точка, абсолютно твердое тело и т. д. Затем свои результаты они передают практикам (инженерам), которые конструируют специальные устройства (например, коллайдеры и пр.) для подтверждения полученного учеными знаниями (см. рисунок 3).

Рисунок 3

В результате возникает наука ради науки. Круг замкнулся, связь с реальностью потеряна, закон исторического развития человечества не выполняется, человеческие ресурсы тратятся впустую. Именно в этом причина появления множества статей и диссертаций, которые устаревают сразу же после защиты. Конечно, такое встречается не всегда, иначе бы техника не совершенствовалась. Вспомним, идеальный газ в двигателе внутреннего сгорания начинает действовать по определённым законам, построенным в теоретической физике, благодаря чему мы теперь можем ездить на автомобилях и т. д. [4].

У меня нет готовых рецептов, каким образом, можно восстановить связь науки и производства. На мой взгляд, сегодня в вузе наблюдается недостаток курсов по прикладной научной деятельности. Считаю, что их необходимо проводить с первых лет обучения в университете.

Студенты и магистранты бесцельно изучают разрозненный набор дисциплин, считается, что они должны просто ходить на занятия и выполнять учебный план. И правда, без практического приложения полученных знаний возникает закономерный вопрос: зачем тратить лучшие годы на чтение учебников по дискретной математике, если эти знания в жизни не пригодятся? Порой на этот вопрос не могут ответить и сами преподаватели.

В заключении хотелось бы еще раз отметить, что развитие университетов не может происходить в отрыве от развития общества, которое подчиняется определенным законам.
Знание законов позволяет научно обоснованно управлять деятельностью людей.

Список литературы

  1. Гвардейцев М. И., Кузнецов П. Г., Розенберг В. Я. Математическое обеспечение управления. Меры развития общества. — СПб. : Специальная Литература, 2016. — 222 с.
  2. П.Г. Кузнецов. Россия XXI: Общественно-политический и научный журнал. 1993, No 6. — с. 76–84.
  3. Сокращение рабочего дня как основание современного экономического развития / под. ред. А. В. Золотова. – СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2016. – 198 с.
  4. Берёзкин Ю. М. Методология научных исследований (деятельностный подход) : курс лекций / Ю. М. Берёзкин. – Иркутск : Изд-во БГУ, 2016. – 196 с.

Комментарии:

Современная научная деятельность и развитие университетов: 11 комментариев

  1. Предлагаю автору ознакомиться с этим трудом.
    А.Н.Крылов. Мои воспоминания.
    https://royallib.com/book/krilov_aleksey/moi_vospominaniya.html
    А.Н.Крылов в одной из статей приводит своё выступление перед студентами, по этой же проблематике. Цитировать не буду, дабы не вырывать из контекста.
    Моё мнение. ВУЗ должен давать фундаментальные знания, на основе которых студенты смогут САМИ войти в любую практику (на сегодня этого нет, есть личный опыт в работе со студентами).
    Если студентам практики мало, то у нас есть различные НИИ и там можно во время учебы поработать руками.
    Что касается устаревания статей, то всё в соответствии с законом времени :)

  2. Дмитрий, Вы забывает о законе пирамиды: чем шире основание, тем выше вершина. Вы пропагандируете прагматизм, утилитаризм, которого сейчас и так хватает. Теоретические знания формируют основу мышления, а теоретические исследования создают основу для научного прорыва, возможно, в отдаленной перспективе. И чем шире охват дисциплин, тем более вероятны открытия на междисциплинарных стыках. Конечно, для рядового студента, который пойдет в практическое производство, большая часть получаемых знаний не нужна, но она нужна, во-первых, для общего роста его интеллектуального уровня, а во-вторых, для тех, кто пойдет в науке дальше.

    1. Алексей, спасибо за отзыв!
      Я наоборот за фундаментальное знание, писал об этом ранее: https://pycode.ru/2018/05/zametki-prepodavatelya-kogda-vuz-prevrashhaetsya-v-ptu/
      Сегодня фундаментальностью прикрываются…. под прикрытием фундаментальности можно учить чему угодно и как угодно…

  3. Научные основы психоэкологии человека
    ———————————————-
    А.М. Степанов Доктор медицинских наук, профессор, академик РАЕН, руководитель Школы Психоэкологии

    «Мера всему — человек»
    * Гомеостатические модели формирования рефлексивного и реактивного способа жизнедеятельности.
    * Гомеостатическая модель этических систем и их этических статусов
    * Нейрофизиологические механизмы влияния этики (нравственности) на здоровье
    * Этика и духовность
    https://vk.com/@psycho_ecology-nauchnye-osnovy-psihoekologii-cheloveka
    Будущее – как проект Реальности. Критика состояния общественных институтов и векторы их трансформации https://vk.com/@fales_argivyanin-buduschee-kak-proekt-realnosti-kritika-sostoyaniya-obschestv
    Энергоинформационная теория сознания https://vk.com/@psycho_ecology-energoinformacionnaya-teoriya-soznaniya

  4. Детский лепет, всё это ничто, относительно того, что происходит, а происходящее давно пора было рассматривать со стороны высшей социологии, ибо время упцщено, двуногий ресурс одебилен и вырезается, а точка невозврата уже пройдена.

  5. Дмитрий, очень интересно, прочитал на одном дыхании.

    По тезису науки ради науки у меня возник пример с индексом цитирования. Какая разница кто сколько кого цитирует если критерий науки это соответствие научного знания реальному объекту (в эссе природный материал).

    Как считаете?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *