Основная цель школы — сделать так, чтобы ребенок научился что-то делать сам. Дмитрий Шноль

Дмитрий Шноль, учитель математики в школе «Летово».

«По моему мнению (как отца и как учителя), вся школьная жизнь ученика, включая его домашние задания, является сферой его личной ответственности. Не семьи, не родителей, не бабушки — это ответственность ребенка, его отдельная жизнь. И так должно быть прямо с первого класса, с шести-семи лет. Если ребенок хочет, он показывает эту часть жизни родителям, не хочет — не показывает. Просит помощи, если нужно, или не просит, если считает, что сам справится.

А такого, что часто бывает в наших школах, когда на первом же родительском собрании учитель говорит: «Мамы, запишите, что мы изучаем», — вообще быть не должно. При чем тут мамы? Учитель — профессионал, он должен дать ученику такое задание, с которым тот справится самостоятельно. Если учитель не смог сделать так, значит, нужно дать другое задание. А мама должна прийти с работы и быть свободной от уроков своего ребенка.

Но есть и обратная проблема — желание родителей контролировать домашние задания детей, даже когда те уже в седьмом, восьмом классах.

«А что нам задали?» — спрашивают такие родители. Вам — не задали ничего. Задали вашему сыну, дочери, которым надо попробовать все возможности — пробалбесничать месяц, получить свой результат, исправить его, не смочь исправить, найти помощь, не найти. Это же все очень важные ситуации, которые ребенку надо проиграть, пока он в школе. Чтобы впервые не столкнуться с такими проблемами на работе, когда по каким-то причинам он сорвет дедлайн, а ему скажут: «Вы нам больше не нужны».

Получается, что с одной стороны, школа вмешивается в семейную жизнь, потому что если задания непосильные, то все, о чем говорят мама или папа с ребенком, — это «Как у тебя там с уроками?». Больше не о чем разговаривать — нет на это времени, есть только детский страх и общее утомление. Школьное поле распространяется внутрь семьи. Это надо пресекать на корню.

Если школа устроена так, что она залезает в семью — значит, там завышаются требования, значит, зачем-то во втором классе там изучают то, что полагается учить в четвертом. Или, возможно, просто этому конкретному ребенку не подходит такая нагрузка. В любом случае — не нужно отдавать ребенка в эту школу.

Но есть и обратная вещь. До определенного возраста действительно нет четкой границы между мамой и ребенком, есть «мы». И если до двух лет мама говорит «мы поели», а в шесть, возможно (и хорошо бы) «мы обсудили и решили пойти в кино» — это понятно.

Но как только в жизни ребенка появляется школа, он начинает набирать важный опыт отдельной, ответственной жизни, и взрослые должны построить здесь очень четкую границу, отделить его и отделиться сами.
Понятно, что ребенку страшновато особенно, если он перфекционист или чувствует, что семья ждет от него только высоких достижений. Но все равно отделение — вещь важная и необходимая. Во-первых, потому что это высвобождает родительские силы и время. Во-вторых, потому что основная цель школы — сделать так, чтобы ребенок научился что-то делать сам, отвечал за это, сам себя организовывал. Другой вопрос — как школа этому учит, какой подход выбирает: идет маленькими шажочками или обрушивает на детскую голову весь объем ответственности разом. Но это отдельная история, а я сейчас говорю о родительской позиции.

А если родитель на собрании получает кучу указаний о том, что он должен делать с ребенком (организуйте, проверьте…), значит, со школой что-то не в порядке. Почему родитель должен контролировать школьную жизнь ребенка? Это совершенно не его обязанность, более того, я убежден в том, что это очень вредно и опасно. Бывают редкие случаи — пару раз я такое наблюдал, — когда маме с ребенком в удовольствие обсуждать что-то из заданного, например, как писать сочинение. Но даже тогда это не должно быть маминой ежедневной обязанностью.

У работающих родителей есть в лучшем случае 2-2,5 часа вечером на общение с детьми, и жалко тратить их на то, что связано не с общей семейной жизнью, а со школьной жизнью ребенка. Ведь было бы странно, если бы мама каждый вечер два с половиной часа подробно рассказывала сыну или дочери, что у нее там на работе. Это драгоценное время лучше потратить на другое. Когда ребенку семь лет, можно почитать вместе книжки, которые в девять уже вместе не почитаешь, можно обсудить что-то, что потом тоже уже не обсудишь.

Школа и так съедает почти все время ребенка, почему же она должна претендовать и на его общение с самыми близкими людьми? Поэтому и уроки, и домашние задания должны быть сферой ответственности ребенка, а вместе лучше заниматься чем-то для всех интересным. Когда я говорю, что в семье нужно общаться на темы, не связанные со школой, я, конечно же, не имею в виду, что надо вечером садиться нос к носу на кухне и два с половиной часа беседовать.

Семейное общение — это не обязательно разговор, это просто совместная жизнь. Вот мама что-то поделала на кухне, потом пошла почитала какую-то свою книгу… Кстати, это очень важный опыт для ребенка, потому что в возрасте семи-девяти лет он засыпает в десять вечера и может вообще никогда не увидеть родителей читающими: вот они пришли с работы, позанимались с ним уроками, поужинали, уложили его спать, и в лучшем случае в полночь уставшая мама возьмется за свою книжку. А потом, когда детям исполняется 14 лет, на них жалуются, что они не читают — так ведь они никогда не видели читающих для своего удовольствия взрослых! А если мама сыну скажет: «Знаешь, я сегодня тебе читать не буду, у меня такой интересный роман, я не могу оторваться, извини», — то это гораздо лучше, чем если она будет повторять ему, что надо читать, надо читать…. Кроме, прости Господи, «воспитательного эффекта», это важно и для правильного баланса внутри семьи.

Я совершенно уверен, что правильная семейная установка такая: родители прежде всего. На людях среднего возраста лежит огромный груз: ответственность, принятие решений, материальное обеспечение, дети, пожилые родители… Поэтому нужно в первую очередь поддерживать среднее поколение — если у него будут силы, то и вся семья будет в нормальном состоянии. Да, ребенок пообижается: он надеялся, что ему почитают сегодня «Хроники Нарнии», а не вышло. Но он такое легко переживет, а взрослым восстановиться труднее, и каждая возможность для этого — на вес золота. Но, разумеется, в каждой семье свой баланс и свои тонкие подстройки под состояние каждого.

Источник: https://www.pravmir.ru/malo-kto-sovetuet-vracham-no-v-shkolnyih-delah-razbirayutsya-vse/

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *