Чему учить сегодня для успеха завтра

Авторы доклада ВШЭ о трансформации школьного обучения выделяют следующие универсальные «софт»-компетентности.

(1) Компетентность мышления:

  • понимание, анализ и интерпретация задачи, поиск и выделение закономерностей в массиве фактов; идентификация неявно заданных качеств предметов и явлений, скрытых ресурсов для решения задачи; выстраивание причинно-следственных цепочек, в том числе разветвленных с необходимой степенью детализации; применение формальной логики в условиях недостаточного знания; выделение главного, противоречий, аналогий, построение классификаций…;
  • выбор и применение вариантов для решения комплексных задач, в том числе открытых (имеющих более одного решения);
  • креативное мышление, изобретательность (продуктивное действие в ситуациях новизны и неопределенности, при недостатке информации; создание собственного продукта, обладающего субъективной или объективной новизной и оригинальностью);
  • системное мышление, понимание и интерпретация эстетики закономерностей и степени универсальности их применения; симуляционное моделирование комплексных процессов и явлений (выбор и учет значимых факторов, принятие решений в изменчивой среде, в  том числе организованной сетевым образом; управление рисками, компенсация провалов и сохранение устойчивости системы; модульные многозадачные решения; выбор баланса между скоростью при выполнении известного алгоритма и адаптивностью к изменившимся условиям)…

(2) Компетентность взаимодействия с другими:

  • кооперативность, способность к сотрудничеству, совместной работе (сooperation / collaboration), в том числе в роли лидера и в роли участника команды, ответственность и ее распределение, координация действий внутри команды;
  • способность договариваться (убеждать, аргументировать свою позицию и принимать чужую, в том числе с учетом социальных и культурных различий), разрешать конфликты, осознавать возможные объективные противоречия в интересах разных сторон и учитывать их при принятии решений…

(3) Компетентность взаимодействия с собой:

  • саморегуляция, самоконтроль, в том числе распознавание своих эмоций и управление ими;
  • самоорганизация — способность человека рефлексивно относиться к своей деятельности, мобилизовать себя на выполнение задач, способность выбирать стратегию настойчивости или гибкости…

Отдельно в Докладе рассматривается грамотность:

(1) Базовая инструментальная грамотность:

  • читательская (читать, писать) — способность воспринимать и создавать информацию в различных текстовых и визуальных форматах, в том числе в цифровой среде (literacy + digital literacy) (на естественных языках);
  • математическая (включая работу с данными) — способность применять математические инструменты, аргументацию, моделирование в повседневной жизни, в том числе в цифровой среде (numeracy + data literacy + digital literacy);
  • вычислительная и алгоритмическая — способность воспринимать и создавать информацию на формальных языках, языках программирования (computational literacy).

(2) Базовые специальные современные знания и умения

… в данном случае речь идет о базовых знаниях в определенной области и навыках их применения; «грамотность» данного типа вторична по отношению к универсальным компетентностям и базовой инструментальной грамотности. Приведенный ниже список потенциально важных специальных «грамотностей» не является исчерпывающим:

  • гражданская «грамотность»;
  • навыки финансового поведения (финансовая «грамотность»);
  • базовые навыки использования правовых норм (правовая «грамотность»);
  • экологическая «грамотность»;
  • научная, технологическая «грамотность»;
  • «грамотность» в области здоровья.

Добавлю, что нужны учителя, которые будут формировать перечисленные компетентности.

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *