То, что вы хотели бы знать заранее. Речь для учеников старших классов. Пол Грэм

Пол Грэм — американский предприниматель, эссеист, программист, известный сторонник и пропагандист использования языка программирования Lisp. Автор ряда книг по программированию. Журнал BusinessWeek включил Пола Грэма в список 25 наиболее влиятельных людей в сети за 2008 год.

Январь 2005

(Я написал эту речь для учеников старших классов [пер.1]. Я так и не прочитал её, потому что руководство школы наложило вето на план пригласить меня.)

Когда я сказал, что собираюсь читать речь в школе, мои друзья удивились. Что ты скажешь старшеклассникам? Тогда я спросил их, а что бы вы хотели, чтобы вам кто-нибудь сказал, когда вы были в старших классах? Их ответы были заметно схожи. Так что я расскажу вам то, что мы все хотели бы, чтобы нам кто-то сказал заранее.

Я начну с того, что расскажу вам нечто, что вы не обязаны знать в старших классах: чем вы собираетесь заниматься в своей жизни. Вас постоянно об этом спрашивают, и вы полагаете, что вы должны знать ответ. Только дело в том, что взрослые спрашивают это просто чтобы начать разговор. Они хотят узнать, что вы за человек, и этот вопрос — это просто, чтобы разговорить вас. Они спрашивают это примерно так же, как вы могли бы тыкать краба-отшельника в приливной яме, чтобы посмотреть, что он будет делать.

Если бы я сейчас был старшеклассником, и кто-то спросил бы меня о моих планах, я бы сказал, что первым делом я собираюсь узнать, из чего я могу выбирать. Вы совершенно не должны торопиться выбрать дело всей вашей жизни. Что вы должны сделать, это понять, что вам нравится. Вы должны заниматься тем, что вам нравится, если вы хотите быть хорошим специалистом в своём деле.

Может показаться, что нет ничего проще, чем решить, что вам нравится, но, как оказывается, это очень даже непросто. Отчасти из-за того, что сложно получить точное представление о большинстве профессий. Быть врачом на самом деле это совсем не то, как это изображается по телевизору. К счастью вы всегда можете понаблюдать работу настоящих врачей, если пойдёте поработать санитарами-добровольцами в больницу. [1]

Но ещё есть такие виды деятельности, о которых вы не можете ничего узнать, потому что пока ещё нет никого, кто бы ими занимался. Большая часть дел, которыми я занимался за последние десять лет, ещё не существовали когда я был в старших классах. Мир быстро изменяется, и скорость, с которой он изменяется, всё увеличивается. В таком мире, иметь жёсткие планы — не слишком хорошая идея.

И, несмотря на это, каждый год, в мае, ораторы по всей стране читают «стандартное обращение к выпускникам», тема которого: не отступайте от своей мечты. Я знаю, что они хотят сказать, но это плохой способ выразить это, потому что он подразумевает, что вы должны быть привязаны к какому-то заранее сделанному плану. В компьютерном мире этому есть название: преждевременная оптимизация. И это тождественно бедствию. Эти ораторы сделали бы лучше, если бы просто сказали: не сдавайтесь.

На самом деле они имеют в виду: не теряйте духа. Не думайте, что вы не можете сделать то, что могут другие люди. И я согласен с ними, вы не должны недооценивать свой потенциал. Люди, которые создали великие вещи кажутся нам немного другой расой. И большинство биографий только увеличивает эту иллюзию, отчасти благодаря преклоняющейся позиции, в которую неизбежно впадают биографы, отчасти потому, что зная, чем история заканчивается, они не могут не обтачивать сюжет до тех пор, пока жизнь описываемого субъекта не будет казаться предопределённой судьбой, просто раскрытием некоего врождённого гения. Если честно, я подозреваю, что если бы с вами в школе учились шестнадцатилетние Шекспир и Эйнштейн, они бы казались впечатляющими, но не совершенно отличными от остальных ваших друзей.

Это неприятная мысль. Если они были такими же, как мы, значит они должны были очень упорно работать, чтобы сделать то, что они сделали. Это одна из причин, по которым нам нравится верить в гениальность. Она даёт нам оправдание нашей лени. Если эти парни смогли сделать то, что сделали, только благодаря некоей волшебной Шекспировскости или Эйнштейности, то это не наша вина, что мы не можем сделать нечто, настолько же хорошее.

Я не говорю, что нет такой вещи как гениальность, но если вы пытаетесь выбрать между двумя теориями, и одна из них даёт оправдание вашей лени, то возможно, что другая верна.

Пока что мы отшлифовали стандартное обращение к выпускникам с «Не отступайте от своей мечты» до «Что может сделать другой, можете сделать и вы». Но её всё ещё надо шлифовать дальше. Существуют некоторые отличия в естественных способностях. Большинство людей переоценивают их роль, но они существуют. Если бы я разговаривал с парнем ростом метр-двадцать, который хочет играть в NBA, я бы чувствовал себя довольно глупо, если бы говорил «ты можешь достичь чего угодно, если только будешь как следует стараться». [2]

Нам нужно отшлифовать стандартное обращение к выпускникам до «Что может сделать другой, с вашими способностями, можете сделать и вы. И не недооценивайте свои способности.» Но, как часто случается, чем ближе подбираешься к истине, тем более путаным становится предложение. Мы взяли красивый, аккуратный слоган и перемесили его, как грязную лужу. Он уже больше не может служить основой для хорошего обращения. Но, что ещё хуже, он уже больше не говорит вам, что нужно делать. Кто-то с вашими способностями? Какие у вас способности?

Против ветра

Я думаю, решение в том, чтобы работать в другом направлении. Вместо того, чтобы работать к цели, работайте от перспективных ситуаций. В любом случае, это как раз то, что делает большинство успешных людей.

В том подходе, который предлагает обращение к выпускникам, вы решаете, где вы хотите оказаться через 20 лет, и спрашиваете: что я должен сделать сейчас, чтобы попасть туда? Я предлагаю, чтобы вы вместо того, чтобы привязываться к чему-то в будущем, просто посмотрели на возможности, доступные вам сейчас, и выбрали те, которые дадут вам наиболее широкий диапазон возможностей потом.

Не так важно, над чем именно вы работаете, если только вы не теряете время. Работайте над вещами, которые интересуют вас и вы увеличите свои возможности выбора, а потом уже будете беспокоиться, которую из них вам выбрать.

Представьте, что вы новичок в колледже, который решает, специализироваться ему на математике, или экономике. Математика даст вам больше возможностей выбора: вы можете пойти почти в любую область из математики. Если вы специализируетесь на математике, вам будет легко попасть в аспирантуру по экономике, но если вы специализируетесь на экономике, будет сложно попасть в аспирантуру по математике.

Полёты на планере хорошая метафора в данном случае. Из-за того, что у планера нет двигателя, невозможно лететь по ветру не теряя при этом значительно высоту. Если вы позволите себе пролететь далеко по ветру в поиске хорошего места для приземления, ваш выбор сузится до некомфортного. Как правило, вам лучше держаться против ветра. Вот это я и предлагаю в качестве заменителя для «не отступайте от своей мечты». Держитесь против ветра.

Как же это делать? Даже если математика находится против ветра относительно экономики, откуда вы знаете это пока вы ещё только старшеклассники? Честно говоря, ниоткуда. Вот именно это вы и должны выяснить.

Ищите умных людей и сложные задачи. Умные люди склонны собираться в группы, и если вы найдёте такую группу, вероятно имеет смысл войти в неё. Но это не так просто, найти такие группы, потому что кругом полно подделок.

Свежеприбывшему новичку все факультеты университета кажутся примерно одинаковыми.

Профессора все кажутся отталкивающе заумными и публикующими статьи, непостижимые для неспециалистов. Однако, в то время как некоторые статьи непостижимы из-за того, что полны сложных идей, другие намеренно