Заметки преподавателя. Когда вуз превращается в ПТУ

Начало заметки ранее.

Без науки любой вуз превращается в ПТУ (профессионально-техническое училище). Точка.
Высшее образование часто критикуют за отсталость от современных технологий. Особенно явно это наблюдается в отрасли ИТ: языков программирования, сетевых технологий, операционных систем и пр. Вуз не способен угнаться за веяниями ИТ-моды. И дело даже не в ограниченных сроках обучения (4 и 5 лет). Сегодня популярен Java, завтра — Котлин, потом снова С#? Про блокчейн забыли и JavaScript. Кто сейчас уверенно может планировать на перспективу 4-5 лет? Только маркетологи, чтобы на волне шума продать свои продукты… [1].

Задумаемся, что лежит в основе данных технологий? Что позволяет создавать сложные технологические продукты? Подвожу к тому, что в основе высшего образования необходимо закладывать (теоретический) фундамент, который не меняется каждый месяц. Построить устойчивое здание можно только на твердой опоре. Такая опора существует и заключается она в научной деятельности и повышении уровня рассматриваемой абстракции. Изучаем не конкретную технологию, а принципы её работы, например, теорию компиляторов на примере языка Си и т. д.

Без научной составляющей у студентов нет понимания, зачем изучать дискретную математику, системный анализ и пр [2]. Студентов нагружают багажом знаний, но не говорят, что с ним делать, зачем тратить на это лучшие годы жизни. К сожалению, при переходе от специалитета к бакалавриату научную составляющую полностью исключили из учебного плана, хотя и оставили красивое название “академический бакалавриат”. Современный бакалавриат всё больше сводится к нажатию на кнопки в ОС Windows.

Зачем заниматься наукой, если не планируете становиться ученым? Научная деятельность позволяет научиться формулировать измеримые цели, ставить задачи, планировать эксперимент, оценивать достижение цели. Можно сказать, что это формализованный подход к решению сложных задач. Добавлю к этому умение выделять информацию, которая необходима для достижения цели — важный навык в эпоху «информационного шума» [2].

Существует миф, что наука оторвана от реальной действительности. Этот миф культивируется в среде практиков. Поясню, почему это не так. Любая идеальная модель должна пройти этап внедрения, иначе она не имеет смысла. В головах больных шизофренией тоже много красивых и стройных моделей… но все они не связаны с реальностью.

Почему-то считается, что студенты на 1 курсе не могут понять методологию научной деятельности [3], но почему-то способны усвоить математический анализ… Парадокс. Когда об этом рассказывать? На 3 курсе уже поздно, т.к. большинство студентов смотрят в сторону работы, а не математического моделирования… а про современную магистратуру можно будет поговорить отдельно…

Вернемся к системе студент-преподаватель, которая постоянно стремится занять состояние покоя. Научная деятельность — это дополнительные умственные затраты, поэтому система будет её избегать. Что предлагается сделать? Ввести критерий, по которому преподаватель будет заинтересован развивать студенческую научную работу. Могу сказать из собственного опыта, что эта схема работает и приносит свои результаты.

Список источников:

  1. https://youtu.be/8GdJyiUoA6U
  2. http://pycode.ru/2018/03/problema-nauchnogo-tvorchestva-ili-kak-napisat-statyu/
  3. http://berezkin.info/wp-content/uploads/2016/04/Metodologia-nauchnyh-issledovanii-22042016.pdf

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *