Заметки преподавателя. Размышления о качестве высшего образования

Оказывается, что каждый 200-ый житель Санкт-Петербурга — преподаватель [1]. И среди них уже 8-ой год подряд нахожусь я. Считаю, что мне повезло оказаться в дружном коллективе кафедры и обучать будущих защитников информации и прикладных математиков.

Настало время поговорить о высшем образовании, с которым связана большая часть моих интересов. В Санкт-Петербурге 80 университетов, в которых обучается 297 655 студентов [2]. Что можно сказать о качестве их подготовки?

Известно, что образование относится к доверительным благам, качество которых проверить нельзя. “Скажем, человек окончил МГУ и в течение пяти лет сделал карьеру. Почему это ему удалось? Потому что мы его хорошо учили? Потому что он сам очень талантливый? Потому что он общался со студентами, которые образовали сильную среду подготовки? Потому что много выпускников МГУ работают на известных позициях и берут своих? Вариантов много, и определить качество образования практически невозможно — даже по последствиям” [3].

Что предлагает государство? Оно, как истинный управленец, предлагает оценивать эффективность (финансовых потоков) учебного заведения, а для этого вводятся специальные критерии: средний балл ЕГЭ, объем научно-исследовательских работ (тыс. руб.), численность иностранных студентов и т. д [2]. К оценке эффективности, по сути дела, относится и введение новых образовательных стандартов, которые контролируют комплектацию лабораторий, педагогический состав кафедры и пр.

Подведем краткие итоги: оценка качества обучения в вузе — понятие субъективное, т. е. нельзя ввести четкие критерии, но можно измерить эффективность (финансовых потоков) и соответствие образовательному стандарту.

Получается, что есть субъективное отношение студентов к своей учебе и субъективное отношение преподавателей к своей работе. Даже ходит такая шутка: одни делают вид, что учатся, другие — что работают. В каждой шутке, как известно, есть доля правды.

Если на систему студент-преподаватель не производится дополнительного воздействия, то она впадает в состояние с минимальными затратами энергии: студенты выполняют (устаревшие) лабораторные работы, а преподаватель в это время отстранённо занимается рабочими программами… или своими делами.

Вывести систему из этого состояния возможно несколькими путями. Один из них — вводить свободное посещение занятий, когда студенты “голосуют ногами” [4]. На увлекательные лекции хочется ходить, помню по своей учебе в Политехе. Это способствует конкуренции в среде преподавателей, появляется мотивация к созданию более интересных и полезных учебных курсов. Подобная схема хорошо работает на коммерческих образовательных курсах, где учащиеся свободно могут выбрать, куда пойти учиться.

И тут мы приближаемся к проблеме бесправности студентов, которые отстранены от формирования собственных траекторий обучения после поступления в вуз [5]. Какое следствие из этого? Пассивность студентов, перекладывание ответственности, неумение формулировать образовательные цели и т. д.

Следующий путь для вывода системы из состояния покоя — активизация студенческой научной деятельности, но об этом другой раз.

Продолжение следует…

Список источников:

  1. https://drive.google.com/file/d/1Hf529q8hjXIrY3f3rsrZ1Inhbcd3JeaC/view
  2. http://indicators.miccedu.ru/monitoring/_vpo/material.php?type=2&id=10201
  3. Аузан А.А. Экономика всего. Как институты определяют нашу жизнь
  4. http://bis-expert.ru/blog/7303/44831
  5. http://pycode.ru/2012/05/zorin/

Дополнительно по теме:

РАЗМЫШЛЕНИЯ О СОСТОЯНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

Поделиться в соц. сетях

Автор

Дмитрий Федоров

Редактор сайта, старший преподаватель кафедры вычислительных систем и программирования СПбГЭУ. Сфера интересов: - разработка и проведение обучающих курсов на основе языка программирования Python для всех специальностей; - проведение семинаров по методологии научной деятельности; - исследование трансформации рынка труда с использованием методов анализа данных.

Заметки преподавателя. Размышления о качестве высшего образования: 4 комментария

  1. Свободное посещение под вопросом — никто не будет совсем ходить. Ходить может, конечно, и будет кто-то, но это будут единицы. При этом я уверен — они все сдадут а итоге — так как купят курсовые и дипломы. У студентов интерес — не лекция, а получение корочки. Большинство студентов рассуждают так — университет, армия, получение водительских прав — это потеря времени, прежде чем начать жить.

    1. Да, ходить не будут, если не увидят в этом смысл. Преподаватели живут в своем мире и совершенно не пытаются объяснить значимость собственной дисциплины для дальнейшей жизни. Студентов нагнали в аудиторию и им приходится слушать всё, что вещает преподаватель… я молчу про дикторские методы преподавания, основанные часто на унижении и страхе.
      У студентов должен быть выбор дисциплины/преподавателя и этот выбор должен отражаться на зарплате/премии преподавателя.
      Что касается покупки курсовых и дипломов — это беда, но откуда растут её ноги? На младших курсах отбивается желание учиться, поэтому дальше надо как-то дотянуть и доучиться. Отсутствует индивидуальная работа со студентом. Кто объясняет им, что такое научная этика и зачем они здесь учатся?

      1. Все это так, но все-таки допустим: большинство ходит на лекции (которые свободные теперь), но есть некоторые студенты, которые принципиально не ходят, очное обучение же предполагает прослушивание определенных дисциплин по факту, как с этим быть, как потом их оценивать, будут ли они такими же хорошими специалистами, как остальные, которые добросовестно ходили на все занятия? Экзамен как-то сдали, а диплом купили. Теперь представим что это были медики.
        А еще есть такое (цитата с сайта) :
        «Давно известно, что учеба в ВУЗе не является залогом получения профессиональных знаний. Гораздо полезнее будет эти знания и умение получить непосредственно на рабочем месте, а «корочку», как подтверждение этих знаний, приобрести в нашей компании. При этом купленная «корочка» не будет иметь никаких внешних отличий. Возникает вопрос: Зачем тратить годы жизни, если есть более быстрый и выгодный способ — купить диплом в СПб. Тем более что мы готовы приступить к его изготовлению прямо сейчас.

        Кроме времени, потраченного на обучение,вам придется вложить немало денежных средств. Тогда как в случае покупки уже через несколько дней вы станете обладателем нужного документа, что позволит вам сэкономить и время, и деньги.

        С помощью нашей компании вы можете приобрести практически любой диплом ВУЗа России, в том числе красный диплом и приложение к нему. Это даст вам возможность реализоваться как профессионал.Вы поднимете самооценку и приобретете авторитет среди родных и знакомых.
        Покупая диплом, вы получаете возможность самому выбирать работу и устроиться в престижную компанию на высокооплачиваемую должность с хорошей перспективой карьерного роста.»
        цена примерно 20 000 рублей купить в один клик.
        Также не могу представить конкуренцию среди преподавателей (не знаю как в СПБ) — но у нас небольшая кафедра и ко всему прочему молодые специалисты которые были «ушли в бизнес» за такую ЗП 17 тыс руб никто не хочет работать.
        И еще момент, а вот была советская система образования, которой уже почти нет, да, она была авторитарной, построенный на строгой дисциплине — курил в неположенном месте — вплоть до исключения, без уважительной причины пропустил лекцию — выговор, второй раз — строгий выговор и исключение. Но кто оттуда выходил потом? — рассказывает 80 летний профессор о своих однокурсниках: «один стал основоположником «того», другой внедрил «это» по всему Союзу, третий основал «то», а вот учебник с огромным тиражом, по которому все учатся сейчас, а я, говорит, у него был дипломным руководителем.» Система работала и наука в университетах прекрасно развивалась.

        1. Сейчас советская система образования не работает, т.к. многое поменялось: отменили распределение студентов после вуза, потеряна связь с предприятиями, отменили во многом специалитет и т. д. Я могу судить только по вузам СПб, бывал проездом в вузах Самары, Саратова, Волгограда. Осталась, уверен, фундаментальная математика, осталась физика. На мой взгляд, необходимо строить новую систему вокруг научных школ, учитывая достоинства и недостатки предыдущих систем.

          Помимо лекций есть практики, где необходимо сдавать и защищать работы, поэтому прогульщики не пройдут этот этап. Я за то, чтобы отчислять студентов с мл. курсов, когда им еще просто сменить свою будущую профессию (вуз). Купленный диплом — это итог обучения, это провал преподавателей (вуза). Купленный диплом во многом начинается с купленной диссертации преподавателя… с купленных статей…

          Да, с конкуренцией в вузах СПб тоже плохо, т.к. мало, кто рвется преподавать на ставку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *