Семья как элемент государственной системы

Государство может быть представлено в виде сложной системы взаимодействующих элементов. Элементом государственной системы является семья, поэтому при попытке ослабить государство основной удар приходится на институт семьи.

Печальный факт, но на сегодняшний день разводом заканчивается больше половины браков (62%) в России (за 2016 год в РФ зарегистрировано 985834 брака и 608330 разводов [1]), отсюда страдают дети, которые впоследствии будут создавать собственные семьи, транслируя искаженное (дисфункциональное) поведение родителей.

В детстве ребенок должен получить чувство безопасности – самое главное условие его будущего психического здоровья и жизни без неврозов. В ином случае ему будет недоставать собственной ценности, и он подсознательно будет искать ее подтверждение, впадая в зависимости [2], и требовать от других признать его ценность, право на жизнь (например, в деструктивных культах и т. д). Современное общество во многом поощряет зависимое поведение: трудоголизм ценится на работе, а любовная созависимость воспевается в литературе (например, «Ромео и Джульетта») и т. д.

Перечень причин, приводящих к расторжению брака: незрелые мотивы для вступления в брак, несбывшиеся ожидания, разница воспитания и привычек, разница темпераментов и реакций, работа, деньги, кредиты, религиозная разница и разница целей в жизни, отношения с родителями и родственниками и пр. Желательно до регистрации брака обсудить с будущим супругом (супругой) эти вопросы [3].

Одним из подходов к решению данной проблемы может стать введение факультативного курса по семейной психологии в 10-11 классах школы и в вузах [4].

На рис. 1.1 представлена упрощенная схема вложенности социальных систем (человек, семья, общество, государство) и показано, что каждая из систем обладает собственными целями.

Можно утверждать, что цель любой социальное системы заключается в обеспечении собственной безопасности – выживании (размножении, усилении обороноспособности и пр.), поэтому процесс саморазрушения системы говорит о наличии в ней привнесенных извне противоречий.

Рис. 1.1. Иерархия вложенности социальных систем

Цели социальной системы тесно связаны с мировоззрением отдельных индивидов, которые формируют свои взгляды под влиянием семьи, культуры и СМИ.

«Прежде всего, я считаю, что у каждого человека есть призвание, – безразлично какое, но обязательно есть. Иными словами, есть такое дело в жизни (опять-таки безразлично – важное или мизерное), которое призван сделать именно данный человек, в котором он наиболее полно раскроет себя как личность и тем самым наилучшим образом выполнит роль мостика от прошлого к будущему. Человек, не исполнивший призвания, жил жизнью фитиля, его жизнь более чем наполовину обесценена, и от этого страдает прежде всего он сам: потому что он лучше других видит неполноценность сделанного им, свои неиспользованные возможности»
(философ Э. Г. Юдин)

Под негативным (манипулятивным) информационно-психологическим влиянием будем понимать информационно-психологическое воздействие, которое приводит к изменению целей (призвания) человека (группы людей), а под позитивным – такое воздействие, которое способствует выбору целей (призвания) или достижению целей.

Умение ставить цели и их достигать вырабатывается в семье. Ребенок копирует поведение родителей, поэтому, например, не имеет смысла заставлять ребенка читать, когда отсутствует культура чтения в семье.

Важно, чтобы ребенок обрел уверенность в себе, научился осознавать собственные чувства [5], осознал свою самоценность, тогда во взрослом возрасте он сможет заметить воздействия внешней манипуляции.

Процесс поиска и достижения целей требует от человека затраты ресурсов, поэтому человек по своей природе подвержен манипуляции, так как в этот момент за него принимают решение, что купить, куда сходить, что посмотреть, что съесть и т. д. Примером подобной манипуляции является реклама. Современные рекламные технологии продвигают товары незаметно для потребителя, используя скрытые методы воздействия – «вирусные» ролики, заказные «научно-популярные» статьи и т. д. Таким образом, под видом информирования продвигаются товары и услуги: «мы начинаем верить, что, накапливая друзей в Facebook или читателей в Twitter, мы получаем возможность делиться информацией с близкими по духу людьми. На самом деле все не так: мы создаем аудиторию для рекламодателей. То есть наши отношения используют, чтобы облегчить коммерческие операции, или, если воспользоваться маркетинговым жаргоном, «монетизируют»» [6].

источник: Федоров, Д. Ю. Гуманитарные аспекты информационной безопасности / Д.Ю. Федоров, С.К. Морозов. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. — 65 c.

Библиографический список: 

1. http://www.gks.ru/free_doc/2016/demo/t1_2.xls

2. Подробнее см.:

Москаленко В. Д. «Возвращение к жизни. Как спасти семью: конфликты, ссоры, алкоголизм, наркомания». – М.: Никея, 2017 – 448 с.

Москаленко В. Д. «Когда любви слишком «много». Как стать счастливой в любви и браке». – М.: Никея, 2017 – 288 с.

Дмитриевский П. В. «Путь независимости. Интернет, отношения, работа, еда, игры, алкоголь». – М.: Никея, 2017 – 192 с.

3. Подробнее см.:

Лоргус Андрей, Красникова О.М. «Влюбленность, любовь, зависимость». – М.: Никея, 2015 – 256 с.

Лоргус Андрей, Красникова О.М. «Мужчина и женщина: от я до мы. Как построить семейное счастье». – М.: Никея, 2016 – 216 с.

4. Это длительный процесс написания учебников, переподготовки учителей.

5. Готтман, Джон. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей / Джон Готтман, Джоан Деклер ; пер. с англ. Г. Федотовой. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 288 с.

6. Эйнштейн М. «Реклама под прикрытием: Нативная реклама, контент-маркетинг и тайный мир продвижения в интернете». М: Альпина Паблишер – 301 c.

 

Раз в месяц мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.



Комментарии:

Семья как элемент государственной системы: 2 комментария

  1. Это один из немногих сайтов, где можно почерпнуть бесценную информацию или получить ссылку на нее. Спасибо за труд.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *