Что такое «информационная безопасность»? Объяснение для восьмилетнего ребёнка

Атаманов Г. А.

«… совсем недавно нечто подобное спросил у меня мой внук (которому, правда, уже 14 лет). И вот что я ему ответил.

Чтобы человек не умер, ему нужно кушать. Но кушать он должен не всё подряд, а только то, что безопасно для его здоровья. Если человек съест что-нибудь не то, он заболеет, а то и умрёт. Кроме того, чтобы не умереть, кушать он должен регулярно. Поэтому человек вынужден создавать запасы, которые нужно правильно хранить, чтобы они не испортились и не стали вредными, а также оберегать их от разного рода вредителей и воров. Решение всех этих задач называется обеспечением продовольственной безопасности, а сама проблема – продовольственной безопасностью.
Но давно известно, что не хлебом единым жив человек. Для жизни ему нужна информация, которая, по сути, тоже является пищей, только «пищей для ума», пищей не материальной, а интеллектуальной. И с ней дела обстоят точно также, как и с пищей материальной. Только информация нужна человеку, прежде всего, для постановки целей и их достижения. И чтобы человек мог ставить перед собой правильные цели, выбирать правильные пути и эффективные средства их достижения, его:

  1. нужно обеспечить достоверной, доступной для понимания и достаточной для принятия верных решений информацией;
  2. защитить от информации, которая может причинить ему вред;
  3. защитить важную для его жизнедеятельности информацию от искажения или уничтожения, а также использования плохими дядями и тётями против этого человека.

Деятельность по решению этих задач называется обеспечением информационной безопасности, а сама проблема – информационной безопасностью.

Сынок, взрослые дяди и тёти попытаются тебя обмануть и будут говорить тебе, что информационная безопасность – это состояние защищённости информации в информационных системах. Не верь им! Они – лгуны, т.е. самые главные источники информационной опасности. Они делают это либо по глупости, либо по незнанию, либо из подлых соображений. В любом случае, они «кормят» тебя ложной, а, значит, вредной информацией и отравляют твоё сознание, формируя искажённую картину Мира. Знай, что точно так же, как «продовольственная безопасность» это не «безопасность продовольствия» и уж, тем более, не «безопасность теста (или тестомешалки)», «информационная безопасность» это не «безопасность информации» и, тем более, не «безопасность компьютера» или «безопасность компьютерных (информационных) систем». И информации, и твоему компьютеру глубоко наплевать, что с ними будут делать. У них нет ни нервов, ни души. А у тебя есть! Это тебе будет больно, если кто-то украдёт и опубликует в Интернете твой личный дневник или уничтожит фотки, которые ты сделал, когда отдыхал на море. Это ты не сможешь сделать правильный выбор цели/профессии/друзей и т. д., когда вырастешь, если не научишься отличать истину от лжи и у тебя сформируется искажённая (ненаучная) картина Мира. Если ты будешь смотреть/слушать/читать только то, что тебе показывают/говорят/пишут, не подвергая это сомнению и не проверяя эту информацию, ты станешь дебилом. И чтобы не стать им, ты должен понять, что такое информационная безопасность и научиться её обеспечивать, а ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – это когда твоему сознанию или твоей психике не причиняют вред путём информационного или физического воздействия, и когда не причиняют вред твоим жизненно важным (и даже просто значимым для тебя) информационным ресурсам или не используют их против тебя или помимо твоей воли в своих корыстных интересах.
В этом деле ты должен рассчитывать, прежде всего, на себя. Спасение утопающих, дело рук самих утопающих – это не только про тех, кто тонет в воде, но и про тех, кто тонет в море информации. Учись плавать в этом море, сынок, учись обходить скалы и подводные рифы, не пей из первого попавшегося источника, даже тогда, когда очень хочется пить. Пей только из проверенных источников. Не плыви на голоса сирен и не гоняйся за миражами. Выбери себе в жизни цель, наметь курс и упорно греби к своей цели.
Надеюсь, ты понял, что для обеспечения своей информационной безопасности ты должен много читать, но читать не всё подряд, а только то, что пойдёт тебе на пользу, а не во вред, ты должен сам учиться отличать истину от лжи, должен тренировать свою психику, чтобы повысить иммунитет к негативному информационному воздействию, должен научиться хранить свои тайны и сохранять в пригодном для использования тогда, когда это нужно тебе, состоянии важную для тебя информацию. Я буду помогать тебе в этом, но главный, от кого зависит твоя информационная безопасность, – ты сам».

Источник

Поделиться в соц. сетях

Автор

Дмитрий Федоров

Редактор сайта, старший преподаватель кафедры вычислительных систем и программирования СПбГЭУ. Сфера интересов: разработка и проведение обучающих курсов на основе языка программирования Python для всех специальностей; проведение семинаров по методологии научной деятельности; исследование трансформации рынка труда с использованием методов анализа данных.

Что такое «информационная безопасность»? Объяснение для восьмилетнего ребёнка: 14 комментариев

  1. Интересно и очень актуально для нашего времени !!! Особенно тогда когда у каждого 10-летнего ребенка свой смартфон — источник информации !
    Неизвестно что за поколение вырастет через несколько лет.

    А можем ли где нибудь скачать книгу или сборник ваших статей с этого сайта ??

  2. На пути цивилизации
    Человеческих страстей
    Потеряла разум нация
    От политиков затей!

    И пошла импровизация:
    Кто смелее, кто наглей…
    Ложью льется информация
    СМИ и теленовостей!

    Заманив в ловушку сказками
    О несбыточной мечте,
    Люди, спрятавшись под масками,
    Озверели в суете…

    А в словах интерпретация
    Видно тоже неспроста.
    С лозунгом «Фальсификация!»
    В душах поселилась нищета,

    Но все те же интонации
    О вине, и об инфляции…
    Толь в умах галлюцинации,
    Толь сплошная профанация.
    Лора Лореан
    08.12.2014

  3. Спасибо, актуально. Ещё бы критерии оценивая что вред, а что польза. И как помочь утопающим, чтобы за собой не утащили?…

      1. Не только от целей, но и от параметров самой системы — её гомеостаза, тезауруса, набора возможных реакций. Кроме того результат информационного воздействия всегда носит отложенный и вероятностный характер. Всё это тоже нужно учитывать. А ещё дуализм, амбивалентность и амфотерность информации. Довольно сложная получается задача.

        1. Геннадий Альбертович, согласен, приведу цитату из книги С.Г.Кара-Мурзы: «Если на вас бежит собака с помутненными глазами, которая шатается, а изо рта течет пена, то прежде всего надо посторониться. Решить, чем она больна и какие у нее в слюне микробы, непросто. Это можно оставить профессионалам и любителям, а вот посторониться важно каждому».

        2. Геннадий Альбертович, возвращаясь к аналогии с бегущей собакой… Предположим, человеку поступает информация. Как он понимает, полезная она или вредная? Какое решение примет относительно её усвоения? Предлагаю использовать критерий достижения цели человеком. Возможно оценить, помогает ли поступающая информация достигнуть поставленной человеком цели или нет. Если помогает, то будем считать её полезной, иначе — сторонимся и отбрасываем.

          1. Дмитрий, Вы задали архи сложный вопрос. Предложенный Вами подход имеет право на существование, но есть одно существенное обстоятельство: то, что сегодня кажется полезным, завтра может оказаться крайне вредным и наоборот.
            Продолжая аналогию про собаку: если собака ищет, кого укусить, она с большой степень вероятности больна бешенством. Здоровую собаку, чтобы она укусила, нужно довести. По аналогии: если информация ищет тебя, то с большой степенью вероятности она – вредная (хотя бы тем, что отнимает твоё время), если ты нашёл – фифти-фифти.
            Определить здесь-и-сейчас полезна данная информация или вредна невозможно. Информационное воздействие всегда носит отложенный характер.
            Здесь есть два пути решения вопроса:
            1) повышать информационный иммунитет – любую информацию нужно воспринимать со скепсисом, учиться её верифицировать;
            2) стараться получать информацию только из доверенных (проверенных) источников.

            1. Спасибо за комментарий, Геннадий Альбертович! Согласен с Вами. Возникают вопросы, как верифицировать источник информации. У меня есть огромные сомнения, что это в принципе возможно сделать. Только и остаётся задавать себе вопрос: «кому это выгодно?» Но об этом можно долго рассуждать.
              На данный момент разрабатываю курс по гуманитарным аспектам информационной безопасности, в основе которого основные положения АГАсофии. По мере разработки буду стараться Вам высылать результаты.

              1. Про верификацию источника – интереснейший вопрос! Думаю, что здесь есть два варианта:
                1) проверять самому каждое сообщение;
                2) поверить мнению человека, которому доверяешь.
                Но даже сообщению из доверенного источника не стоит доверять безоговорочно. Параллельно нужно вырабатывать методики принятия верных решений при наличии минимума информации или при наличии в сообщении ошибок (неточностей, искажений).

                Мне очень интересно то, что Вы делаете! Я бы с огромным удовольствием посмотрел то, что получится, и, если Вам будет интересно, пообсуждал.

          2. Мне на ум пришёл другой пример: Отелло. Получил это он информацию и думал, что она релевантная (и полезная) и отреагировал на неё, не удосужившись должным образом верифицировать. Результат известен и не позитивен. Ни для него, ни для Дездемоны. В плюсах только источник ложной (вредной) информации, да и то не факт, что ему потом не отрубили голову. Во всяком случае, Мелета, написавшего донос на Сократа, согласно некоторым источникам, когда разобрались, всё-таки казнили (что, кстати, тоже не факт, как и существование самого Сократа). Сейчас всё гораздо хуже: за ложь никого не наказывают, скорее наоборот. Поэтому сейчас всё намного сложнее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *