Логика, история и философия науки

Этот курс — о научном, рациональном мышлении в самом широком смысле. Вы научитесь строить логические умозаключения, вести дискуссии, разоблачать лженауку и псевдологические манипуляции. Мы поговорим о том, как проводить исследования — не только в «большой» науке, но и в повседневных вопросах и типичных рабочих задачах. Также мы обсудим нашу цивилизацию, построенную на технологиях и разуме, и вы узнаете, как идеи рациональности трансформировали мир и трансформировались сами под его влиянием.

Автор и ведущий курса: Окуловский Юрий Сергеевич, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры алгебры и дискретной математики ИМКН УрФУ, заведующий лабораторией РВИИМАП

В первой части, «Логике», вы познакомитесь с четырьмя основными типами рассуждений: дедукцией, индукцией, абдукцией и аналогией. Вы изучите типичные ошибки, которые часто допускают в каждом из этих типов рассуждений, поймете, каким образом эти ошибки могут использоваться для манипуляции и пропаганды, и научитесь распознавать эти ошибки. Далее мы рассмотрим основные принципы ведения рациональной дискуссии, а также типичные ошибки, характерные для этого процесса. В заключение, вы узнаете о деконструкции — речевом и познавательном приеме, который используется для самых разных целей: от победы в дискуссиях до современного искусства.

Во второй части, «Философии науки», вы узнаете, каким образом следует действовать для того, чтобы познать окружающий мир в любом контексте: дома, на работе или в большой науке. Мы вспомним историю мировых научных открытий и опишем закономерности, по которым развивалась наука. Вы узнаете об основных подходах к познанию мира, о современном подходе — научном методе Карла Поппера, о том, как следует планировать эксперименты, выдвигать гипотезы и принимать теории. Также вы познакомитесь с работой современной науки, о механизмах контроля за научной этикой и о том, каким образом научное знание доходит из лаборатории в вашу жизнь. На основании этих знаний, вы научитесь разоблачать лженауку.

В третьей части, «Модерн и постмодерн», мы поговорим о том, каким образом рациональное мышление трансформировало средневековый мир в современное общество. Также вы узнаете о нерешенных проблемах, связанных с этой трансформацией, и об альтернативных точках зрения на ценность науки и научного прогресса. В последней лекции, мы поговорим о современном обществе постмодерна и обсудим те вопросы, которые стоят перед рациональностью сегодня.

Познание до Нового Времени (LHPS-1-1)

Дедукция (LHPS-1-2)

Критический анализ (LHPS-1-3)

Индукция (LHPS-1-4)

Абдукция (LHPS-1-5)

Ведение дискуссии (LHPS-1-6)

Деконструкция (LHPS-1-7)

Научная революция (LHPS-2-1)

Наука Нового Времени (LHPS-2-2)

Научный метод (LHPS-2-3)

Научная этика (LHPS-2-4)

Наука и лженаука (LHPS-2-5)

Просвещение и модерн (LHPS-3-1)

Критика и крах модерна (LHPS-3-2)

Деконструкция модерна (LHPS-3-3)

Пост-модерн (LHPS-3-4)

Поделиться в соц. сетях

Логика, история и философия науки: 3 комментария

    1. Максим, этот комментарий не был бы настолько забавным, если бы этот лектор не был сторонником теории о происхождении человека от обезьяны :)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *