Логика, история и философия науки

Этот курс — о научном, рациональном мышлении в самом широком смысле. Вы научитесь строить логические умозаключения, вести дискуссии, разоблачать лженауку и псевдологические манипуляции. Мы поговорим о том, как проводить исследования — не только в «большой» науке, но и в повседневных вопросах и типичных рабочих задачах. Также мы обсудим нашу цивилизацию, построенную на технологиях и разуме, и вы узнаете, как идеи рациональности трансформировали мир и трансформировались сами под его влиянием.

Автор и ведущий курса: Окуловский Юрий Сергеевич, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры алгебры и дискретной математики ИМКН УрФУ, заведующий лабораторией РВИИМАП

В первой части, «Логике», вы познакомитесь с четырьмя основными типами рассуждений: дедукцией, индукцией, абдукцией и аналогией. Вы изучите типичные ошибки, которые часто допускают в каждом из этих типов рассуждений, поймете, каким образом эти ошибки могут использоваться для манипуляции и пропаганды, и научитесь распознавать эти ошибки. Далее мы рассмотрим основные принципы ведения рациональной дискуссии, а также типичные ошибки, характерные для этого процесса. В заключение, вы узнаете о деконструкции — речевом и познавательном приеме, который используется для самых разных целей: от победы в дискуссиях до современного искусства.

Во второй части, «Философии науки», вы узнаете, каким образом следует действовать для того, чтобы познать окружающий мир в любом контексте: дома, на работе или в большой науке. Мы вспомним историю мировых научных открытий и опишем закономерности, по которым развивалась наука. Вы узнаете об основных подходах к познанию мира, о современном подходе — научном методе Карла Поппера, о том, как следует планировать эксперименты, выдвигать гипотезы и принимать теории. Также вы познакомитесь с работой современной науки, о механизмах контроля за научной этикой и о том, каким образом научное знание доходит из лаборатории в вашу жизнь. На основании этих знаний, вы научитесь разоблачать лженауку.

В третьей части, «Модерн и постмодерн», мы поговорим о том, каким образом рациональное мышление трансформировало средневековый мир в современное общество. Также вы узнаете о нерешенных проблемах, связанных с этой трансформацией, и об альтернативных точках зрения на ценность науки и научного прогресса. В последней лекции, мы поговорим о современном обществе постмодерна и обсудим те вопросы, которые стоят перед рациональностью сегодня.

Познание до Нового Времени (LHPS-1-1)

Дедукция (LHPS-1-2)

Критический анализ (LHPS-1-3)

Индукция (LHPS-1-4)

Абдукция (LHPS-1-5)

Ведение дискуссии (LHPS-1-6)

Деконструкция (LHPS-1-7)

Научная революция (LHPS-2-1)

Наука Нового Времени (LHPS-2-2)

Научный метод (LHPS-2-3)

Научная этика (LHPS-2-4)

Наука и лженаука (LHPS-2-5)

Просвещение и модерн (LHPS-3-1)

Критика и крах модерна (LHPS-3-2)

Деконструкция модерна (LHPS-3-3)

Пост-модерн (LHPS-3-4)

Поделиться в соц. сетях

Логика, история и философия науки: 5 комментариев

  1. Замечательный курс лекций. Очень интересно и познавательно. Большое вам спасибо!

  2. Не ужели за 20 лет, нельзя было устранить картавость?
    Сочувствую его студентам … меня хватило на послушать, на 10 секунд.
    Информация вероятно полезная, может быть есть текстовый вариант лекций?

    1. Максим, этот комментарий не был бы настолько забавным, если бы этот лектор не был сторонником теории о происхождении человека от обезьяны :)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *