Будущее высшего образования в России

Несколько лет подряд в высшем образовании происходит масштабная реформа. Министерство от слов перешло к делу. Каждый год появляются новые требования, показатели эффективности и пр. Приведу несколько интересных цитат о том, что ждет высшую школу в ближайшие годы, возможно, десятилетия.

Ливанов«Дмитрий Ливанов рассказал, какие шаги правительство планирует предпринять в ближайшие два-три года. Для начала необходимо «отсечь омертвевшую часть высшего образования«, то есть закрыть слабые вузы. «У нас с 1990-х годов большое количество образовательных учреждений занимаются имитацией обучения. За последние два года мы закрыли 500 таких вузов, в этом году проверим еще около тысячи«. Выжившие после проверок вузы министерство планирует сливать друг с другом. «Мы не подталкиваем к объединению, но мотивируем к нему. Материально и с помощью других инструментов«,— пояснил министр.

КузьминовСвое решение предложил и ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, которого в образовательном сообществе считают теневым министром, стоящим за всеми реформами в отрасли. По словам господина Кузьминова, недостаточно закрыть слабые вузы — нужно повысить мотивацию к учебе у слабых студентов. Для этого необходимо «последовательно замещать традиционные патерналистские формы поддержки учащихся«, то есть, по сути, отказаться от системы бесплатного высшего образования. «Сейчас государство раздает 70% учащимся по 60 тыс. руб. в год. И вузы притворяются, что за эти деньги могут дать нормальное образование. Но это просто невозможно«,— высказался ректор ВШЭ. Его рецепт — значительно ограничить количество бюджетных мест в вузах: они должны достаться самым талантливым выпускникам школ по системе государственных грантов. А основная масса студентов сможет воспользоваться системой образовательных кредитов. «Я говорил с президентом Сбербанка Германом Грефом, у нас в прошлом году таким кредитованием воспользовались всего 360 человек,— сказал господин Кузьминов.— Надо понять, почему студенты их не хотят брать, и сделать, чтобы захотели«. Свою инициативу господин Кузьминов пообещал донести до руководства страны» [источник].

Ярослав Кузьминов: «В принципе, 15–20% нашей высшей школы — это крайне низкого уровня учебные заведения. Они или имитируют образование, или готовят просто в никуда, и это все знают. Есть цифры по приему в вузы: в некоторые принимаются люди с почти двойкой по базовому предмету. Они в школе не учились, они и здесь не будут учиться. Минфин руководствовался такой позицией. И с точки зрения эффективности государственных расходов позиция Минфина абсолютно обоснована. Это одна сторона. Но именно сегодня я бы не советовал правительству сокращать бюджетные места в высшей школе. И я не думаю, что это в итоге будет реализовано.

Понимаете, самое хорошее дело в кризис — дать людям возможность учиться больше. Но мы должны изменить структуру высшего образования. Вместо того чтобы готовить 35% экономистов и юристов, чего нет ни в одной стране, надо создавать университеты прикладных наук и систему прикладного бакалавриата. Они есть во всех странах, кроме России. Это конкурентное высшее образование, которое дает не просто «корочку», а конкретную специальность: офис-менеджер, системный администратор, мастер-строитель — то, что раньше давали техникумы. Но прикладной бакалавриат сохраняет ауру университета, это очень важно, потому что родители массово отказываются посылать детей в техникумы. Они соглашаются на вузы ровно потому, что у них есть правильное ощущение: в вузах социальная среда будет поднимать их ребенка, а в других местах иногда опускать. В том числе поэтому сокращение мест мы можем не выдержать, но мы можем перестроить эти бюджетные места.

Новая модель многократно обсуждалась. Это экономика, которая инвестирует в человеческий капитал и получает от него возрастающую отдачу. У нас слишком высокая оплата труда, чтобы претендовать на нишу всемирной фабрики. И слишком образованное население — две трети, если не три четверти, молодых россиян не готовы работать руками» [источник].

Поделиться в соц. сетях

Комментарии:

Будущее высшего образования в России: 4 комментария

  1. Евгений Фёдоров :: официальная страница

    Был Фурсенко, стал Ливанов. Вроде бы куда хуже Фурсенко? Это да, НО хочется отметить -еще несколько лет назад, на вопрос: «Какие перспективы у выпускников инженерных специальностей?… Все-таки более популярны экономические факультеты». Дмитрий Ливанов отвечал :»Мы знаем прекрасно, что из физика, математика или инженера можно сделать экономиста.
    И часто он будет работать более успешно, чем люди, у которых базовое образование экономическое. А наоборот невозможно. Экономист инженером никогда не будет работать.У него отсутствует навык к решению задач, отсутствует математический аппарат, умение ставить задачу и уметь находить ее решение».

    А вот 22 мая 2012 года, в должности главы МинОбрНауки Ливанов говорит так: «Число бюджетников в ВУЗах надо сократить. Очевидно, что мест должно быть меньше, но стоимость одного студента при этом должна быть выше. Как только мы уйдем от всеобщего бесплатного высшего образования, появятся механизмы, которые помогут привлечь на предприятия ценные кадры. Например, образовательный кредит. Если хорошее образование будет стоить дорого, и человек вынужден за него платить, он сможет взять кредит. В настоящее время стране инженеров «надо не так уж и много», при этом мест в вузах в три раза больше, чем было раньше».

    Еще из высказываний Ливанова: «Перед нами стоит задача изменения содержания технического образования. Готовить надо не разработчиков технологий, а специалистов, которые могут адаптировать заимствованные технологии. Кроме того, студентов надо учить современным технологиям, а не тем, что используются в России».

    А вот выдержка из тезисов Дмитрия Ливанова, посвященных российскому образованию:
    — Структурные изменения: санация слабых вузов и серьезное сокращение их количества;
    — Институциональные изменения: совершенствование ЕГЭ и развитие ЕГЭ-2 (на переходе бакалавриат-магистратура);

  2. Разрушение образования продолжается. Уберите бесов от руководства образованием. Ни чего хорошего в образовании не сделано за многие годы. Те кто что то предлагаю учат своих детей за границей. Предложения чиновников от образования по улучшению образования ведут к дальнейшему разрушению того что как то еще держится. Не чего хорошего не создано этими людьми. Прекратите дебилезацию народа! Отдайте руководство образованием таким как Холопов!Верните советское образование, вместе с великой страной, а сами идите по дальше и дебилизируйте американских детей за деньги! И учите историю, а то все забыли что произошло в 17 году из за необразованного народа.

  3. Полностью поддерживаю эти предложения. Следует существенно повышать «концентрацию» разума в вузах. Особенно по прикладным и научным специальностям. Ведь из-за низкого уровня образования весьма невысока производительность труда в России. По отдельным экономическим направлениям меньше чем в США в 20-30 раз! (href=»http://www.biometrica.tomsk.ru/erevan_4.html») Из-за этого же отечественная медицина уже 111 лет не получила ни разу Нобелевскую премию по медицине. И по этой же причине в медицинских НИИ вместо лабораторий биостатистики открывают церкви. Пример — церковь в Томском НИИ кардиологии (href=»http://socialrpc.ru/xram-prmchc-elisavety-v-nii-kardiologi/»). В итоге всё это приводит также и к повышению смертности населения в РФ. Если не изменить ситуацию, то Россию просто «разрежут на куски» из-за её природных ресурсов.

  4. Да чего там высшее , посмотрите на школу. Всеми силами хотят пропихнуть инклюзивное образование. Представляете класс в средней школе , где на задних или на передних партах сидят детки с синдромом дауна, аутисты, … и пр. Хотя всем известно, вот класс если в нем 3-5 ребят стремятся и рвутся к знаниям и им интересно учиться, то весь класс подтягивается за ними, общий уровень класса растет, и обратное, если в классе 3-5 дебоширов, такой хулиганский костяк , то масса сорванных уроков, дебош, ржач.., а если еще добавить умственно не полноценных деток , что будет с классом, даже сложно представить. Вот сложно представляю урок геометрии, где на задних партах кто то стонет, царапается, кусается, издает странные звуки, ест казявки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *