Понятийная модель учебной дисциплины «Гуманитарные аспекты информационной безопасности»

Федоров Д. Ю., редактор сайта pycode.ru,
источник 

Ответом на все возрастающие вызовы и угрозы Российской Федерации (РФ) в инфосфере на рубеже 2000-х явилась Доктрина информационной безопасности.

Доктрина определяет четыре составляющие национальных интересов РФ в информационной сфере. Первая включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. Вторая — информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни. Третья — развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи. И четвертая включает защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.

Первые три составляющие относятся к гуманитарным аспектам информационной безопасности, и только последняя — к техническим. В связи с этим в программе подготовки бакалавров направления «Информационная безопасность» на кафедре вычислительных систем и программирования Санкт-Петербургского государственного экономического университета подготовлена и читается соответствующая дисциплина, посвященная гуманитарной составляющей указанного направления.

Изучение любой учебной дисциплины предполагает (среди прочего) формирование у обучаемого системы знаний в виде базовых (ключевых) понятий предметной области и устойчивых связей между ними. Исторически дисциплины изучаются в рамках отдельных тем, каждая из которых включает собственное конечное множество понятий, а все вместе они теоретически образуют «сеть» знаний той или иной предметной области.

Рассмотрим в этом контексте ключевые темы, изучаемые в дисциплине «Гуманитарные аспекты информационной безопасности».

Информационный (цифровой) суверенитет

К прежним атрибутам суверенного государства: независимому правительству, законодательству, полиции и др. — добавился новый – цифровая независимость. Он заключается в возможности национального правительства самостоятельно определять внутренние и геополитические национальные интересы в цифровой сфере, вести самостоятельную внутреннюю и внешнюю информационную политику, формировать инфраструктуру национального информационного пространства.

Цифровой суверенитет делится на электронный и информационный. К электронному относится способность государства противостоять (осуществлять мониторинг, обнаруживать, предупреждать, блокировать, контратаковать) киберугрозам: вирусам, сетевым атакам, закладкам, краже данных, спаму, выключению инфраструктуры и пр. Обеспечение электронного суверенитета включает: создание собственной контролируемой программной и аппаратной платформ, в том числе, мобильной.

Информационный суверенитет характеризуется устойчивостью (обнаружение, предупреждение, блокирование, контратака) государства к информационным войнам. Его обеспечение заключается в самостоятельном управлении информацией (фильтрация, распространение): создании национальной Интернет-инфраструктуры (СМИ, социальные сети, блоги, фото- и видеохостинги и пр.), системы и средств пропаганды и ведения информационных войн (анализ и фильтрация трафика, законодательство об ответственности за контент, подразделения для ведения информационных войн).

Полноценным цифровым суверенитетом на данный момент обладает только США: большинство экспортируемого программного и аппаратного обеспечения (операционные системы, браузеры, антивирусы, социальные сети, поисковые системы), СМИ и др. Остальные страны догоняют или смирились с этой ситуацией. Россия имеет отдельные элементы цифрового суверенитета: собственная глобальная навигационная спутниковая система, СМИ, программное и аппаратное обеспечение и др.

Нарушение цифрового суверенитета способно привести к потере независимости государства.

Информационное воздействие на личность и общество через СМИ

В эпоху глобализации и формирования информационного общества наблюдается подмена фундаментальных знаний мгновенными потоками информации: развивается «клиповое» мышление, стирается «историческая» память. На этом фоне возникает противоборство за умы людей, которое выражается в информационном воздействии на личность и общество, прежде всего, через СМИ.

В 20-30-ые годы прошлого столетия в период агитационной деятельности во время первой мировой войны предполагалось, что СМИ обладают большими возможностями воздействия. Господство взглядов бихевиористов сформировало образ аудитории как пассивный объект манипуляции. Важную роль сыграла работа У. Липпмана «Общественное мнение», в которой автор сформулировал тезис о невозможности проверить все сведения, поступающие человеку через СМИ, т.к. большая часть мира находится за пределами достижимости человека. Таким образом, это дает СМИ почти неограниченные возможности по созданию у людей псевдокартины мира. В 40-50-ые годы развиваются концепции опосредованного воздействия СМИ, т.е. СМИ осуществляет воздействие через ближайшее окружение индивида и лидеров мнения. С увеличением рекламного бюджета аудитория стала превращаться в товар, который необходимо привлекать и удерживать.

В середине 70-ых годов была предложена модель воздействия СМИ, учитывающая состояние общества, т.е. люди попадают в зависимость от СМИ в периоды нестабильностей и конфликтов. Информационный «вакуум» заполняется сведениями, транслируемыми СМИ.

Основу функционирования современных СМИ составляют способы привлечения аудитории, воздействуя на эмоции через сенсационность подачи материала, нагнетание паники. Рынок СМИ переполнен. Таким образом, читатель сам формирует пул СМИ, отдавая предпочтение отдельным изданиям. Механизмы информационного воздействия представлены в статье.

Манипуляция сознанием (в том числе в деструктивных культах)

Человек возникает и существует только во взаимодействии с другими людьми и под их влияниям. Следовательно, наше поведение всегда находится под воздействием других людей, и защищать себя жестким барьером от этого влияния мы не можем. Слово «манипуляция» носит негативный оттенок и обозначает воздействие, которое побудило нас сделать поступки, приведшие к проигрышу. Манипуляции сознанием способствует смена гуманитарной культуры на «мозаичную», которая воспитывает «человека массы».

Манипуляция сознанием направлена на три важнейшие функции – обоняние, эмоции и память, т.к. они интегрируются лимбической системой, лежащей в основе врожденных форм поведения и принятия подсознательных решений.

Изменения в жизни страны середины 90-х годов прошлого столетия привели к экономической, политической и социальной нестабильности. Следствием выхода из сложившегося кризиса стал поиск людьми опоры в религиозном мировоззрении и рост числа нетрадиционных религиозных движений (НРД) на территории России. Под прикрытием образовательных и культурных программ представители иностранных НРД создают закрытые управляемые структуры, с помощью которых собирают информацию об экономической, политической и социальной жизни в стране. В дальнейшем эта информация может использоваться против России. Таким образом, НРД становятся угрозой информационной безопасности личности и обществу.

Несмотря на различия НРД у них общий объект воздействия – человек, обладающий базовыми психическими особенностями. НРД оказывают психологическое воздействие на человека с целью его привлечения и удержания в организации. Проповедники НРД, чаще всего, проходят краткосрочное обучение, где изучают основы социальной психологии, культуру страны и пр. Перечислим основные психологические приемы, используемые проповедниками на улице: численное преимущество, выяснение общих интересов и установка контакта, при ответе на вопрос опираться на мнение собеседника, устранять сомнения. Перечисленные методы имеют много общего с приемами маркетинга при продаже товара. Удержание членов в организации производится с помощью методов изоляции (отдаление от общества), социального группового давления (согласие с мнением большинства), чувства вины (поиск и преувеличение «грехов» из прошлой жизни) и пр.

Противодействие манипуляции сознанием

Всякая манипуляция сознанием происходит через взаимодействие, поэтому жертвой манипуляции можно не стать, если усомниться в получаемой информации.

Существует несколько подходов к противостоянию манипуляции: обнаружить и отбросить сообщение, содержащее манипуляцию, либо после обнаружение построить версии замысла манипулятора. Второй путь более сложен. Перечислим некоторые признаки, которые указывают на возможность скрытой манипуляции: использование в речи говорящего малопонятных слов, давление на чувства, сенсационность, частота повторения, смешение информации и мнения, прикрытие авторитетом, активизация стереотипов и др. К методам противостояния манипуляции относятся: сохранение и укрепление человеческих связей, избегание попадания в толпу, отделение информации от внедряемых идей, уход из шумной давящей обстановки, изменения темпа восприятия информации, отсеивание шума, отключение эмоций и др.

Современный человек ежедневно имеет дело с обработкой больших объемов поступающей информации. В связи с этим, навыки информационной культуры необходимо прививать, начиная со школы, и затем продолжать изучение в вуз — уже всем ясно, что понятие «информационная культура» заключает более широкое умение работать с информацией и не сводится лишь к нажатию клавиш в офисных приложениях или браузере, как это представляют разработчики приложений.

Представленные ключевые темы несомненно обладают внутренним единством и непротиворечивостью — для каждой достаточно нетрудно синтезировать «сеть» понятий, что и было неоднократно проверено автором в ходе широкомасштабного натурного педагогического эксперимента. Однако отсутствие обобщенной гуманитарной теории информационной безопасности не позволяет установить необходимость и достаточность именно этих ключевых тем, а также систематизировать появляющиеся новые угрозы и вызовы. Что обуславливает дальнейшие исследования в области гуманитарных аспектов информационной безопасности в части уточнения ее понятийной модели.

Литература

  1. Указ Президента РФ «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» — № Пр-1895, 09.09.2000 // Российская газета, 28.09.2000.
  2. Федоров Д.Ю. Эскиз аксиоматического подхода к построению автоматизированной образовательной среды // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Технические науки. Выпуск 8 (67). — Санкт-Петербург: СПбГЭУ, 2013. С. 91-93.
  3. Ашманов И.С.. Забил я цифрой пушку туго. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/05/23/ashmanov.html (дата обращения: 30.03.14)
  4. Семенова А.В., Корсунская М.В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения / Под ред. В.А. Мансурова. – М.: Институт социологии РАН, 2010. — 324 с.
  5. Федоров Д.Ю. Применение структуризации знаний для обеспечения информационной безопасности личности // Национальная безопасность и стратегическое планирование. — 2013. — № 2. – С.23-27.
  6. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. Текст. / С. Г. Кара-Мурза. -М.: Эксмо, 2006. — 832 с.
  7. Савельев С.В. Изменчивость и гениальность. Текст / Савельев С.В. — М.: ВЕДИ, 2012. — 128 с.

Федоров Д.Ю. Понятийная модель учебной дисциплины «Гуманитарные аспекты информационной безопасности» // Вестник СПбГЭУ. Серия: Гуманитарные науки. Выпуск 4 (71). — Санкт-Петербург: СПбГЭУ, 2014. С. 121-123.

Поделиться в соц. сетях

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *