Золотое правило дидактики Коменского

«…всё должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу, осязаемое – осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам».
(Золотое правило дидактики Коменского)

Ян Амос Коменский (1592-1670) — чешский мыслитель-гуманист, философ, педагог, писатель. Он создал более двухсот научных трудов, среди которых встречаются теологические и социально-политические сочинения, назидательные трактаты, проповеди, работы по истории Моравии и общины чешских братьев, труды по лингвистике, географии, литературные произведения, многочисленные учебники по латинскому и чешскому языкам, физике, геометрии, картографии, истории и другие (!!!). 

Теорию всеобщего универсального образования Я.А. Коменский изложил в «Дидактике» на чешском языке (1628-1630 гг., опубликована в 1849 г.). Переработанная, расширенная и переведенная на латынь «Дидактика» под названием «Великая дидактика» (1633-1638 гг.) стала основной теоретической базой средней ступени образования.

Наглядность, выполняющую функцию основного источника получения знаний, Я.А. Коменский понимал широко, основываясь не только на зрительном восприятии, но и считал, что необходимо привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Именно восприятие Я.А. Коменский рассматривал в качестве источника всех знаний, поскольку предполагалось, что предметы непосредственно запечатлеваются в сознания. Только после ознакомления с предметом изучения следует давать ему объяснение. Я.А.Коменский считал обучение наглядным, если предмет усвоения был представлен в чувственной форме. Он выдвинул «золотое для учащихся правило: всё должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу, осязаемое – осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам».

Я.А. Коменский понимал, что нельзя просто демонстрировать предмет. Учитель должен показать изучаемое в целом виде и со всех сторон, затем на глазах у учеников разложить этот предмет на части, дать название каждой и сложить вновь.

В своем знаменитом учебнике «Видимый мир в картинках», который был издан во многих странах мира и в течение ряда лет считался лучшим, Я.А.Коменский попытался воплотить в жизнь ту новую педагогику, которая была изложена им в его книге «Великая дидактика». В учебнике собрано огромное количество рисунков, под каждым из них давалось словесное описание на разных языках. Так мыслилось изучение распространенных в то время классических языков.

Ученый не ставил перед собой задачи коренной перестройки учебных программ, полагая, что все недостатки старого схоластического обучения могут быть ликвидированы -достаточно только все представить наглядно.

Золотым правилом Я.А. Коменского «Всё, что только можно, представлять для восприятия чувствами» и сегодня руководствуются учителя, преподаватели, работники образования, что явилось, действительно, драгоценным вкладом в дидактику и великим приобретением методики.

Источник

Поделиться в соц. сетях

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *