Конспект лекций А.В.Холопова

Автор лекции: к.ю.н. А.В.Холопов, оригинал видео
Автор конспекта лекции: Василий Маркидонов

1. Человек в условиях современной информационной агрессии (12 декабря 2012 г.)

— Каждый человек считает себя полноценной личностью, самостоятельно формирующей своё мнение по любому вопросу, но так ли это в действительности?! Мало кто осознает, что на самом деле не мы сами себя создаём, но система создаёт нас по своему образу и подобию.

—  Что такое человек? Это тело (физическая оболочка) и личность (сознание). Тело формируется из того, чем человек питается. Личность аналогично формируется из того, что человек потребляет в информационном плане, начиная с того, что человек слышит, находясь ещё в утробе матери. Акустическая информация – самый мощный тип информации по воздействию на человека.

  • Информационная обусловленность желаний человека.
  • Три фундаментальных теории: теория информации, теория систем, теория управления.
  • Методы подачи информации.
  • Нейро-биологическая память.
  • Формирование сознания.
  • Шизофрения – состояние расщеплённого сознания.
  • Принципы функционирования общества как системы.
  • Теория информационных войн.
  • Принцип самоорганизации в сложных системах.
  • Лимбическая область(система) мозга.
  • Проблемы «утешения» и «погружения».
  • Энтропия.
  • Вертикальная и горизонтальная технологии личностного роста.

Рекомендуемые книги:

  • А.Н. Колмогоров «Теория информации и теория алгоритмов»,
  • М.Мазур «Качественная теория информации».

Упоминаются имена ученых и мыслителей в связи с их научными трудами:
Наталья Черниговская, Наталья Петровна Бехтерева, Лев Николаевич Гумилёв, Адам Смит, Иван Петрович Павлов, Зигмунд Фрейд, Эрих Фромм, Григорий Яковлевич Перельман, Рудольф Клазиус, Валерий Борисович Слёзин, Чарльз Дарвин.

2. Противостояние информационной агрессии (7 ноября 2012 г.)

— У человека есть множество каналов для поглощения информации (тактильной, обонятельной, акустической, зрительной и др.), которая может быть объективной (т.е. исходить от природы), а может быть субъективной (т.е. имеется субъект, передающий информацию).

— Развитие синапсов в головном мозге человека.

— Поверхностное восприятие информации при отсутствии рефлексии у нынешнего поколения. Интернет в данном случае способствует формированию у человека такого поверхностного восприятия в силу того, что зачастую он подает информацию уже в готовом виде и не предполагает, что человек будет над ней думать, а наоборот подталкивает к восприятию её без ответной рефлексии. Яркий пример – демотиваторы.

— Образное восприятие информации человеком.

— Человек – субъект и для него все субъективно. Объективность – максимальная степень соответствия информации об объекте самому исходному объекту. Методы познания объекта.

— Современное общество – «толпа одиночек». Чрезмерная индивидуализация населения ведёт к появлению антисистемных явлений в обществе и в дальнейшем к его распаду.

  • Теория дезинформации.
  • Горизонт видения.
  • Психология непобедимости.
  • Антисистема как генератор энтропии.
  • Картирование угроз.

Рекомендуемые книги:

  • Жюль Верн «Дети капитана Гранта»,
  • Джордж Оруэлл «1984»,
  • Михаил Полторанин «Власть в тротиловом эквиваленте»,
  • Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»,
  • М.Е. Салтыков-Щедрин «Как мужик двух генералов прокормил»,
  • «Язык наш поводырь в рай или ад» (Сборник трудов по филологии, лингвистике, философии и культурологии).

Упоминаются имена ученых и мыслителей в связи с их научными трудами: 
Владимир Александрович Фок, Нильс Бор, Альберт Эйнштейн, Иванов Е.М. («Материя и субъективность»), Наталья Петровна Бехтерева, Абрахам Маслоу, Мишель Фуко, Валерий Борисович Слёзин, Лев Николаевич Гумилёв, Тит Макций Плавт.

3. Влияние музыки на психофизиологию человека (22 февраля 2013г.)

— Отношение к музыке в разных культурах. «Муза» в переводе с греческого – «мыслящая»(=>музыка, музей)

— Что такое звук? (инфразвук, ультразвук). Частота и сила звука. Строение человеческого уха и восприятие им звука.

— Физическое воздействие звука на человека.

— Теория происхождения музыки (древние воспринимали музыку как средство передачи информации о внутреннем личностном, душевном состоянии человека).

— Всю музыку можно поделить на 2 типа: вызывающую эмоции и передающую энергию (деление Артемьева Э.Н.).

— Музыка как средство сплочения людей.

— Ритмы головного мозга (Бэта-, Альфа-, Тета-, Дельта-волны) и воздействие современной музыки на них.

— Бинауральные ритмы.

Рекомендуемые книги:

  • Игорь Викторович Смирнов «Психоэкология»

Упоминаются имена ученых и мыслителей в связи с их научными трудами:
Платон, Аристотель, Пифагор, Артемьев Эдуард Николаевич, Ямблих, Эрнст Хладни, Евгений Александрович Мурзин.

4. Человек между наукой и религией (24 мая 2013 г.)

— Человек не способен принимать решения абсолютно отстранённо от внешних факторов, любое решение так или иначе продетерминировано той информацией, которая поступила к человеку ранее.

— На земле нет ни одной племенной культуры, в которой не было бы хоть сколько-нибудь развитых космогонических представлений о мире.

— Гуманитарные науки позволяют подойти к осознанию того, что мир создан Творцом. Точные физико-математические науки — нет, так как им для того чтобы начать изучать объект необходимо сначала определить его степень сложности и на основе этого выбрать методологию познания объекта, но очевидно, что определить степень сложности Творца не представляется возможным. Менее простая система не может познать более сложную (теорема Курта Гёделя).

  • Проблема жизни на Земле.
  • Что такое религия. Смысловые заменители религии.
  • Смысловая матрица образования цивилизации.
  • Понятие духовного и интеллектуального убежища.
  • Национальные культуры и религии как враги глобализации (на примере Ислама и Православия)
  • Смысловые (метафизические) поля и их физическое проявление.
  • Проблемы, принципы и формы передачи информации (на примере библейских текстов).

Рекомендуемые книги:

  • Джеймс Джордж Фрезер «Фольклор в Ветхом завете», «Золотая ветвь»
  • Джозеф Кэмпбэлл «Тысячеликий герой»
  • Виктор Франкл «Человек в поисках смысла»
  • Лев Николаевич Гумилёв «Этногенез и биосфера Земли»
  • Станислав Гроф «За пределами мозга», «Психология будущего»

Упоминаются имена ученых и мыслителей в связи с их научными трудами:
Леонардо Да Винчи, Курт Гёдель, Аллан Уилсон, Аврелий Августин, Карл Юнг, Наталья Петровна Бехтерева, Михаил Михайлович Бахтин, Борис Викторович Раушенбах, Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

5. Человек и системная среда (18 октября 2013 г.)

— Микроинформационная среда человека – это внутренний мир, психика, отношения с окружающими людьми, микропроцессы в мышлении. Макроинформационная среда включает человека как элемент сложных социальных систем.

— Что такое среда? Это то, что окружает человека, это все факторы внешнего воздействия на развитие индивидуума, это сложная система.

— Интеграция знания позволяет объединить набор разнородных фактов в целостную систему и сформировать транспрофессионализм, который даёт человеку возможность решать проблемы системного характера, в том числе помогает критически оценивать поток информации из внешней среды и контролировать его влияние на внутреннюю микросреду человека.

— История, наука, культура и языковая среда как составляющие системы информационной среды.

— «Энтропийный ветер»

— Целеполагание социальной системы (движение к образу будущего).

— Атомизация человека, «отсекание» его от общества, является целью современной экономики, так как чем больше человек индивидуализируется, тем проще сформировать у него потребительское сознание.

— Технологический кокон, который человек создает вокруг себя как средство защиты от окружающей среды, становится для него тюрьмой, где он начинает гнить (по книге Станислава Лема «Сумма технологий»).

— Проблема отчуждения современного человека.

— Признаки криминальной субкультуры в современном обществе.

Рекомендуемые книги:

  • Станислав Лем «Сумма технологий»,
  • Константин Эдуардович Циолковский «Космическая философия»,
  • Александр Александрович Богданов (Малиновский) «Тектология»,
  • Лосев А.Ф. «История античной эстетики»,
  • Олег Викторович Старков «Криминальная субкультура».

Упоминаются имена ученых и мыслителей в связи с их научными трудами:
Сорокин Питирим Александрович, Готфрид Лейбниц, Кони Анатолий Фёдорович, Николай Николаевич Семёнов, Михаил Кузьмич Янгель, Клаус Фукс, Николо Тесла, Сергей Павлович Королёв, Павел Флоренский, Николай Фёдоров, Людвиг Берталанфи, Виктор Франкл, Иван Ильин, Джастин Крюгер и Дэвид Даннинг, Аристотель.

6. Фактор энтропии в развитии человека и общества (21 марта 2014 г.)

— Энтропия – мера неупорядоченности системы, мера возникновения хаоса, Мера незнания и неопределённости.

— Виды энтропии (открытая-скрытая, внешняя-внутренняя, естественная-искусственная, управляемая-неуправляемая).

— Негэнтропия (эктропия) – увеличение организованности системы.

— Принцип высокой организации – это принцип гармонизации, принцип структурирования пространства, принцип максимальной эффективности.

— Самоорганизация энтропийного процесса.

— Государство как система борьбы с энтропией.

— Творческий акт как метод борьбы с энтропией.

— Человек, став частью самоорганизующейся энтропийной системы, становится «генератором безвекторного либо векторного зла», то есть он сам начинает распространять энтропию.

— Энтропийные процессы в экономике.

— Информационные структуры объектов (метафизические поля) способны влиять на физические свойства объектов, изменять их и придавать новые свойства (теория квантовой энтропийной логики Теодора Ван Ховена).

— Точка бифуркации в системе.

— Энтропия как стимул для развития системы посредством приобретения опыта через преодоление возникающих в ней ошибок.

— Трансгуманизм.

Рекомендуемые книги:

  • Илья Романович Пригожин «Конец неопределённости»
  • Лев Николаевич Гумилёв «Этногенез и биосфера Земли»

Упоминаются имена ученых и мыслителей в связи с их научными трудами:
Зигмунд Фрейд, Эрвин Шрёдингер, Теодор Ван Ховен, Карл Юнг, Станислав Гроф, Ганс Руди Гигер, Фридрих Ницше, Станислав Лем, Рудольф Клаузиус.

Введите e-mail адрес для получения уведомлений о публикации новых постов:

Delivered by FeedBurner

Поделиться в соц. сетях

Комментарии:

Конспект лекций А.В.Холопова: 1 комментарий

  1. Большое большое спасибо Алексею Васильевичу за его лекции и предоставленную информацию. Жду новые.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *