Избранные цитаты из книг В.А. Сухомлинского

14«Жить без мысли — влачить жалкое существование. День без мысли, без чтения — напрасно прожитый день. Расточительство времени — расточительство бесценных богатств человеческой жизни. Опасайся в юные годы пустоты души, легкости в мыслях, дешевых развлечений. Презирай все, в чем минимум напряжения и максимум удовольствия. Легкие удовольствия в конце концов несут убогость мысли и души.»

«Умственное (интеллектуальное) воспитание предусматривает приобретение знаний и формирование научного мировоззрения, развитие познавательных и творческих способностей, выработку культуры умственного труда, воспитание интереса и потребности в умственной деятельности, в постоянном обогащении научными знаниями, в применении их на практике. Умственное воспитание происходит в процессе приобретения научных знаний, но не сводится к накоплению определенного их объема. Процесс приобретения знаний и качественное их углубление будут фактором умственного воспитания лишь тогда, когда знания становятся личными убеждениями, духовным богатством человека, отражающимся на идейной целеустремленности его жизни, на его труде, общественной активности, интересах. Формирование мировоззрения – это сердцевина умственного воспитания.»

«С малых лет и на протяжении всего длительного пути отрочества и юности я стремлюсь к тому, чтобы среди жизненных ценностей, которые составляют содержание бытия воспитанников, на первом месте стояли не материальные блага, не заботы об одежде, квартире, вкусной пище, а радости интеллектуальной жизни. В молодости человек должен быть идеалистом — в лучшем смысле этого понятия.»

«Незаменимым источником знаний и неисчерпаемым источником твоего духовного богатства является книга. Создавай свою библиотечку.»

«Мысль лишь в том случае становится желанным трудом для человека, если он умеет, читая, думать и, думая, читать».

«Если повторение — мать учения, то наблюдение — мать осмысливания и запоминания знаний».

«Мышление на уроке начинается там, где у ученика появляется потребность ответить на вопрос. Вызвать эту потребность — это и значит поставить цель умственного труда».

«Познавая — доказывать и доказывая — познавать — в этом единстве мысли и труда как раз и заключается единство умственного воспитания и мировоззрения».

«Ученик умственно воспитывается лишь тогда, когда его окружает атмосфера многогранных интеллектуальных интересов и запросов, когда его общение с людьми, окружающими его, проникнуто пытливой мыслью, поисками.»

«Невежды опасны для общества независимо от того, образованные они или необразованные. Невежда не может быть счастливым сам и причиняет вред другим. Вышедший из стен школы может чего-то и не знать, но он обязательно должен быть умным человеком. Еще и еще раз следует повторить: умственная воспитанность не равнозначна объему приобретенных знаний; вся суть в том, как происходит жизнь знаний в сложной и многосторонней деятельности человека.»

«Уметь творчески мыслить, быть умным должен и будущий математик, и будущий тракторист. Ум должен давать счастье наслаждения культурными и эстетическими ценностями. Подлинное умственное воспитание ориентирует человека на жизнь во всей ее сложности, во всем богатстве. Если бы ум готовился только к узко профессиональному труду, жизнь была бы убогой, мрачной….»

«Живая, пытливая, творческая мысль формируется у воспитанника тогда, когда по отношению к знаниям он занимает свою личную жизненную позицию.»

«Каждый должен быть в определенной мере и математиком, и физиком, и химиком, и биологом, и историком, и литературоведом — в той мере, в какой это необходимо для всестороннего развития.»

«Знания по каждому предмету несут в себе воспитательный потенциал для становления, формирования живого, творческого ума. Поэтому нельзя согласиться с мнением, что, мол, для тех, у кого нет, например, математических способностей, допустимы и поверхностные знания по этому предмету. Культура мышления, которой овладевают все дети в процессе изучения математики, накладывает отпечаток на их умственный труд в процессе учения вообще, на характер изучения биологии, физики, химии, астрономии, географии.»

«Воспитательную роль физики, химии, биологии, географии, астрономии мы усматриваем в том, чтобы знания по этим предметам наложили отпечаток на духовный мир каждого человека буквально на всю его жизнь. Школьное изучение каждого из указанных предметов является своеобразным интеллектуальным огоньком, который должен гореть всегда.»

«Мы проводим четкую грань между тем, что воспитаннику надо навсегда запомнить и прочно хранить в памяти, и тем, что надо только понимать, но не заучивать. При этом от глубины понимания зависит способность в нужный момент как бы извлекать из «запасников» сознания необходимые истины, понятия, факты. Предметом особой заботы каждого учителя является то, чтобы необходимое для прочного запоминания навсегда запомнилось и, наоборот, то, что не нужно запоминать, не заучивалось. От этого в большой мере зависит творческий характер мысли, гибкость, подвижность ума.»

«С первых же шагов умственного воспитания мы озабочены подвижностью, активностью знаний, другими словами — их применением. Гармония знаний и умений, укрепление памяти, развитие творческих способностей — все это зависит от того, что происходит со знаниями: складываются они в голове как мертвый багаж или живут, находятся в постоянном движении, т. е. творчески применяются. В первом случае ребенку становится все труднее и труднее учиться, его равнодушие к знаниям возрастает, он не умнеет, а «тупеет»… Во втором случае ребенок все более проявляет понятливость и сообразительность, пытливость и любознательность — короче говоря, он становится умнее.»

«Жизнь — лучший критерий не только истинности знаний, но и стойкости убеждений, единства мысли и чувств.»

«Умей не только читать, но и перечитывать. Чтение — это труд, творчество, самовоспитание твоих духовных сил, воли. Никогда не откладывай работу на завтра. Заставь себя сделать часть того, что надо сделать завтра.»

«Мама шла па работу до восхода солнца. Она разбудила девятилетнего Петю и сказала:
— У тебя начинаются каникулы. Вот тебе работа на сегодня: посади возле хаты дерево и прочитай эту книгу о Далеких Синих Горах.
Мама показала, где выкопать дерево и как его посадить, положила на стол книгу о Далеких Синих Горах и пошла на работу.
Петя подумал: посплю еще немного… очень уж сладко спится, когда мама уходит на работу. Лег и сразу же уснул. Снилось ему: у хаты выросло дерево, которое он посадил, а Далекие Синие Горы стали совсем не далекими и стоят у самого пруда.
Проснулся Петя — ой, беда! Солнце уже среди неба. Хотел сразу же за работу взяться, по подумал: успею еще.
Сел Петя под высокой тенистой грушей. Думает: вот посижу еще немножко и возьмусь за дело.
Потом Петя пошел в сад, ягоды ел, потом за бабочкой с полчаса гонялся, потом снова под грушей сидел.
Пришла мама вечером, говорит:
— Показывай, что ты сделал, сын.
А Петя ничего не сделал. Стыдно ему матери в глаза смотреть.
— Знай, сын, что теперь на земле будет меньше на одно дерево, а среди людей — меньше на одного человека, знающего, что такое Далекие Синие Горы. Ты утерял большое богатство — знания. Теперь сколько ни трудись — все равно не узнаешь всего, что узнал бы, если бы не этот потерянный день. Идем, покажу тебе, что сделали люди за тот день, который ты потерял.
Взяла мама Петю за руку и повела. Подвела к вспаханному полю, показывает:
— Вчера здесь была стерня, а сегодня вспаханная нива. Здесь работал тракторист. А ты бездельничал.
Подвела к колхозному двору, показывает много-много ящиков с яблоками и говорит:
— Эти яблоки утром были на деревьях, а сейчас, видишь, в ящиках. Ночыо их повезут в город. Здесь и я работала. А ты бездельничал.
Подвела сына к большому вороху зерна.
— Это зерно утром было в колосках. Хлеб скосили и молотили комбайнеры, привезли шоферы. А ты бездельничал.
Подвела к стене, выложенной из кирпича.
— Здесь утром был только гранитный фундамент, а сейчас кирпичная стена. Хорошо потрудились каменщики. А ты бездельничал.
Подвела к большому белому дому, зашла с сыном в дом. На полках Петя увидел много испеченных хлебов. Все здесь пахло хлебом — и воздух, и стены, даже трава на зеленой лужайке перед домом.
— Это пекарня. Утром этот хлеб был мукой, а теперь слюнки текут… хочется попробовать вкусную горбушку. Целый день пекари трудились. Сейчас машина придет, хлеб повезут в магазины. А ты бездельничал.
Наконец, зашли они в домик, на дверях которого Петя прочитал: библиотека. Библиотекарь показал большую полку, на ней стояло много книг.
— Эти книги люди прочитали сегодня. Их принесли совсем недавно. И столько же взяли новых книг,— объяснил он.
«А я бездельничал…» — подумал Петя. Ему было стыдно даже подумать об этом, и он склонил голову. Теперь он понял, что такое утраченный день.»

Дополнительная литература:
http://pycode.ru/2012/11/books/

Введите e-mail адрес для получения уведомлений о публикации новых постов:

Delivered by FeedBurner

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *