7 категорий человеческого интеллекта

Ли Ланьцин.

«Цельный человек — это человек со всесторонне развитым мозгом, и, значит, всесторонне развитый человек.

Доктор Говард Гарднер, профессор развивающейся психологии Гарвардского университета, много лет работал над изучением развития человеческого познания. В своей книге «Структура разума» (Frames of Mind), вышедшей в 1983 г., он развил теорию мультиинтеллекта (Theory of Multiple Intelligence), суммировав 7 категорий человеческого интеллекта. Впоследствии он прибавил еще некоторые категории. В вышеуказанные 7 категорий входят:

1. Лингвистический интеллект — выражается в способности мыслить, выражать свои мысли словами и понимать глубокий смысл языка. У писателей, поэтов, журналистов, ораторов и дикторов данная способность весьма хорошо развита.

2. Логико-математический интеллект — особенно развит у ученых, математиков, бухгалтеров, инженеров, программистов, которые могут производить расчеты, работать с количественными категориями, ставить вопросы и выводить гипотезы, производить сложные математические вычисления.

3. Пространственный интеллект — высоко развит у мореплавателей, летчиков, скульпторов, художников и архитекторов, которые умеют мыслить в трех измерениях. Такой вид интеллекта позволяет чутко ощущать внешние и имманентные образы, трансформировать и видоизменять внутренние образы. Сознание не просто свободно перемещается в пространстве, но и легко перемещает в воображении предметы, играет ими, порождая или получая при этом информацию о картинах и формах.

4. Физический и кинестетический интеллект — выражается в способности владения телом и его частями. Хотя такие способности не так ценятся на Западе так, как способность познания, однако они являются необходимым условием успеха для многих уважаемых людей, таких как спортсмены, танцоры, хирурги и те, кто занимаются ручным трудом.

5. Музыкальный интеллект — ярко выражен у композиторов, дирижеров, музыкантов, музыкальных критиков, создателей музыкальных инструментов и у людей, тонко чувствующих музыку. Все они особо чувствительны к тону, мелодии, ритму и качеству звука.

6. Межличностный интеллект — чрезвычайно развит у выдающихся преподавателей, социальных работников, политиков, которые способны понимать людей, умеют контактировать с ними.

7. Внутриличностный интеллект — наиболее присущ психологам и философам, которые обладают способностью правильно строить свой внутренний мир и руководствоваться им в своей жизни.

8. Естественнонаучный интеллект — выражается в высокой способности к различению видов в мире флоры и фауны, классификации природного мира и применению этой способности в производственных целях. Подобная способность присуща агрономам, ботаникам, охотникам, экологам и дизайнерам ландшафтов.

Теория доктора Говарда о мультиинтеллекте разрушила традиционную теорию о интеллекте, доказала, что каждый человек в разной степени обладает той или иной категорией интеллекта, у каждого имеются свои сильные стороны.

Теория доктора Говарда нарисовала более широкую картину характерных способностей человека. Недаром в Китае говорится, что «способности заложены Небом с определенной целью», «в каждом деле есть свои мастера». Хотя теория мультиинтеллекта оставляет многие вопросы неразрешенными, однако она дает нам некоторые важные подсказки, имеющие определенное значение для осуществления общекультурного образования. Так, в ходе обучения мы должны охватить всех, не упуская из виду особенности каждого, с тем чтобы выявить потенциал каждого учащегося.»

Из книги «Образование для 1,3 миллиарда»

Поделиться в соц. сетях

Автор

Дмитрий Федоров

Редактор сайта, старший преподаватель кафедры вычислительных систем и программирования СПбГЭУ. Сфера интересов: - разработка и проведение обучающих курсов на основе языка программирования Python для всех специальностей; - проведение семинаров по методологии научной деятельности; - исследование трансформации рынка труда с использованием методов анализа данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *