ЗАЧЕМ РЕФОРМИРУЮТ РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ?

Источник

В 1990-е в бывшей РСФСР произошли большие изменения. Ввиду отказа государства от поддержки целых отраслей хозяйства, открытия национального рынка для дешевых товаров (особенно из стран Азии — Турции, Вьетнама, Китая), непродуманной криминализированной приватизации, в результате которой многие предприятия были растащены и распроданы, произошла радикальная реструктуризация хозяйства. Резко снизилось количество предприятий оборонной промышленности, практически была разрушена отечественная легкая промышленность. Ввиду недофинансирования, демографического кризиса, реформ министерства, направленных на укрупнение системы образования, уменьшилось количество школ, учреждений дошкольного воспитания. То же самое касается и учреждений культуры (клубы, библиотеки, дворцы пионеров, дворцы культуры, театры и т.д.) С упразднением колхозов пришла в упадок деревня и значительная часть земли до сих пор остается необработанной, уменьшается также поголовье скота. Таким образом снизилась востребованность специалистов самых разных профилей — инженеров, агрономов, учителей, библиотекарей и т.п. Кроме того, полуразвалившееся хозяйство не получает даже того минимума специалистов, которые еще требуются, в стране произошел настоящий культурно-идеологический переворот, СМИ навязывают общественному сознанию и особенно молодежи идеалы и ценности потребительства, легкого обогащения, трудолюбие, в результате целый ряд профессий, ставших сегодня малооплачиваемыми (инженер, учитель и т.д.) утерял привлекательность в глазах молодежи.

Вместе с тем, доставшиеся от СССР вузы, которые, как мы выяснили, по природе своей суть не что иное как конвейеры специалистов, продолжают все выпускать и выпускать новых и новых выпускников, значительная часть которых не могут да и не хотят работать по специальности. Это напоминает ситуацию из сказки Андерсона, когда волшебный горшочек, которому было приказано «вари!», наварил столько каши, что ее никто уже не мог есть, а он все продолжал варить. В результате дипломированные инженеры и педагоги, окончившие российские вузы, занимаются посредничеством, торговлей, частным извозом и т.д. В сущности, учеба в вузе для многих современных студентов представляет собой лишь способ приобретения более высокого социального статуса, который дает диплом о высшем образовании, знания, которые можно получить на данном конкретном факультете, им не нужны, потому что они им в будущем не пригодятся. Соответственно, со стороны студентов наблюдается массовый саботаж учебы (не говоря уже о том, что они и приходят в вуз гораздо хуже подготовленные, чем их предшественники 20 лет назад), преподаватели отвечают на это снижением критериев оценок, так как администрация не потерпит отчисления значительного числа студентов, особенно, «платников». Снижается и качество подготовки преподавателей.

В то же время по данным 2009 года государство тратит на обучение одного среднестатистического студента вуза (содержание и оснащение зданий, лабораторий, библиотек, оплата труда профессорско-преподавательского состава и т.п.) около 45 000 рублей в год, вместе с тем стоимость обучения на платных специальностях (не считая популярных юриспруденции и экономики) составляет около 30 000 рублей (ред.поправка на 2012 год ~44-60 тыс. рублей). Итак, даже студенты, учащиеся на платной основе, не могут покрыть расходы государства на их обучение, государство доплачивает за них часть стоимости обучения, кроме того, оно оплачивает всю стоимость обучения бюджетных студентов. И это при том, что от 70 до 30% этих студентов не будут работать по специальности, значит, деньги государства будут потрачены впустую. Содержать себя сами вузы могут лишь за счет увеличения приема экономистов и юристов, но их и так переизбыток на рынке труда и это плата за сокращение госфинансирования вузов.

В этой ситуации необходимость реформы очевидна и вызвана она не злой волей чиновников от образования, а теми патовыми обстоятельствами, в которые загнало себя политическое руководство, осуществив шоковую реформу экономики. Система вузовского образования была тесно связана с промышленно-производственным и сельскохозяйственным комплексом, с советской системой здравоохранения, культуры и т.д., со всеми системами жизнеобеспечения страны. Разрушение их привело и к краху отечественной высшей школы. Вузовская система сверхдержавы также плохо вяжется с государством, с полуразрушенной, включенной в периферию мирового капитализма экономикой, живущим за счет экспорта энергоносителей, как колесо от «Мерседеса», приделанное к телеге. Нашу высшую школу можно было бы сохранить, если бы политическое руководство взяло курс на восстановление промышленности, сельского хозяйства, военно-промышленного комплекса, общедоступной медицины, образования и т.д. Но поскольку руководство неоднократно заявляло об отказе от имперских амбиций и от патерналистского социалистического государства, то ясно, что систему высшего образования ждут большие перемены. Современной России как региональной державе, с государством олигархически-авторитарного типа и экономикой, ориентированной на экспорт энергоносителей, требуется иная высшая школа, которая готовит иных специалистов. Ей нужны хорошо подготовленные работники спецслужб, милиции и армейские офицеры — для победы в региональных конфликтах и подавления внутренних мятежей, а также для контроля над преступностью и радикальной политической оппозицией. Поэтому в РФ в вузах МВД, ФСБ и Минобороны, даже невзирая на вхождение в Болонский процесс, сохраняется специалитет. Большинство остальных вузов в значительной мере работают на получение «образования ради диплома», поэтому бакалавриата для них вполне достаточно, тем более, что расходы государства на него меньшие, чем на специалитет. В идеале, конечно, постсоветское российское государство вообще избавится от такого количества специалистов, которые уже не востребованы реструктурированным национальным хозяйством и на это и направлено будущее сокращение количества вузов, но пока ничего нельзя поделать со стремлением масс дать своим детям какое бы то ни было высшее образование. Поэтому им предлагают своеобразный суррогат — бакалавриат, тем более качество образования для абитуриентов значения не имеет.


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *