Коммунистический проект формирования «нового человека» (отрывок из монографии)

Отрывок из монографии Остапенко А.А. Хагуров Т.А. Человек исчезающий. Исторические предпосылки и суть антропологического кризиса современного образования. Монография. – Краснодар: КубГУ, 2012. – 196 с. ( ЖЖ автора )

Остапенко Андрей Александрович, доктор педагогических наук, профессор, г. Краснодар

Хагуров Темыр Айтечевич, доктор социологических наук, профессор, г. Краснодар

Принципиально иную версию антропологии Модерна взял на вооружение советский проект. В советской педагогической антропологии, как уже говорилось, господствовала аксиоматика «чистого листа». Одним из величайших и поучительных во всех отношениях предприятий советской педагогики стал коммунистический проект формирования «нового человека». Этот уникальный исторический опыт наглядно выявил весь «блеск и нищету» героики Модерна. Во-первых, нужно с сожалением, констатировать, что избавленный «правильным» воспитанием от «инерции социального зла» «новый человек» не получился. Но не получился он не сразу. Сперва казалось, что все удастся. Накаленная жертвенность Павки Корчагина, трудолюбие Стаханова, мужество Маресьева вдохновляли миллионы советских людей. Благодаря крупнейшей в мире сети бесплатных библиотек с богатейшим содержанием и миллионным тиражам дешевых изданий ВСЕЙ классики, мы стали самой читающей страной мира (спасибо школьной программе). Любая деревенская девочка плакала над письмом Татьяны Лариной, а мальчишки из глухих окраин в мечтах плавали вместе с капитаном Немо или сражались рядом с индейцами Фенимора Купера. В 30-50 гг. в СССР была ликвидирована проституция. А ведь это социальное зло было бичом Российской Империи. В начале ХХ века в Петербурге проходили научные конференции, на которых обсуждали вопрос о том, как снизить (о ликвидации этого явления речь не шла) количество несовершеннолетних девочек, вовлекаемых в порок. До 60% девочек, приезжавших из деревни на работу в город, попадали в сети сутенеров. Вспомним «Яму» А.И. Куприна или рассказы В.А. Гиляровского о Хитровке, ведь это почти документальные свидетельства очевидцев. Так вот в СССР это явление исчезло и соответствующую статью исключили из Уголовного кодекса 1940 года. Вновь появляется оно уже в 1960-е гг. Таких примеров действительного рывка в сфере нравственности и культуры можно приводить много. Уникальность человеческих отношений в СССР отмечали практически все иностранцы, приезжавшие к нам (и не только из стран соцлагеря). Главным аттрактором, точкой «сборки» советского человека с его жертвенностью, человеческой добротой, мужеством, профессионализмом стала Великая отечественная война, фактические выплавившая синтез советской культуры.

Но уже к 1960-м годам ситуация меняется. Советскую мечту о новом человеке и новом обществе гениально выразил И.А. Ефремов в «Часе Быка». Но уже тогда он перенес достижение этой мечты в очень отдаленное будущее. Советский человек мечтал об этом будущем, но в реальности… Реальность же лучше других, на наш взгляд, удалось отразить В.М. Шукшину – лучшему, пожалуй, в мире экзистенционалисту второй половины ХХ в. Он уловил этот «экзистенциальный вакуум» (В. Франкл) – тихое отчаяние бессмысленности жизни, наступление мещанства, утрату Идеального, которое охватывало миллионы советских людей. Конечно, страшный удар по советским ценностям был нанесен Н.С. Хрущевым, но ведь дело не только в нем. А, прежде всего, в игнорировании проблемы зла в человеке. Зло, задавленное аскетикой раннесоветского строя, вылезло в сравнительно сытые 60-е годы, властно заявив о себе мещанством, завистью, стяжанием, тунеядством, диссидентским презрением к своей стране и т.п.
Что касается советского школьного уклада, то он, как и вся советская культура, формировался не только под влиянием коммунистических ценностей, но и под сильным влиянием русской классической культуры, имеющей православные корни и проникнутой ценностями смысла и милосердия (то, что доминанты русской культуры таковы, свидетельствует вся наша литературная классика). Главными принципами этого коллективистского школьного уклада были: идеальная (смысловая, патриотическая и идеологическая) мотивация, дисциплина (светская версия аскетики), трудолюбие, уважение, милосердие. Описать этот уклад легко, так как наиболее полно он отражен в недавно единых для всех советских школьников «Правилах для учащихся», утвержденных Постановлением СНК РСФСР от 2 августа 1943 г. Они, похоже, позабылись, поэтому приведем их полностью, тем более что этот текст невелик. (Наши комментарии даны курсивом в скобках. – А.О., Т.Х.)

«Каждый учащийся обязан:

  1. Упорно и настойчиво овладевать знаниями для того, чтобы стать образованным и культурным гражданином и принести как можно больше пользы советской Родине (идеальная мотивация к обучению, сильно отличающаяся от рыночной мотивации индивидуального успеха).
  2. Прилежно учиться, аккуратно посещать уроки, не опаздывать к началу занятий в школе (дисциплина).
  3. Беспрекословно подчиняться распоряжениям директора школы и учителей (дисциплина).
  4. Приходить в школу со всеми необходимыми учебниками и письменными принадлежностями. До прихода учителя приготовить все необходимое для урока (дисциплина).
  5. Являться в школу чистым, причесанным и опрятно одетым (дисциплина).
  6. Содержать в чистоте и порядке свое место в классе (дисциплина).
  7. Немедленно после звонка входить в класс и занимать свое место. Входить в класс и выходить из класса во время урока только с разрешения учителя (дисциплина).
  8. Во время урока сидеть прямо, не облокачиваясь и не разваливаясь, внимательно слушать объяснения учителя и ответы учащихся, не разговаривать и не заниматься посторонними делами (дисциплина).
  9. При входе в класс учителя, директора школы и при выходе их из класса приветствовать их, вставая с места (дисциплина).
  10. При ответе учителю вставать, держаться прямо, садиться на место только с разрешения учителя. При желании ответить или задать учителю вопрос поднимать руку (дисциплина).
  11. Точно записывать в дневник или особую тетрадь то, что задано учителем к следующему уроку, и показывать эту запись родителям. Все домашние уроки выполнять самому (дисциплина, самостоятельность).
  12. Быть почтительным с директором школы и учителями. При встрече на улице с учителями и директором школы приветствовать их вежливым поклоном, при этом мальчикам снимать головные уборы (уважение, исчезнувшее почти полностью из массовой школы и оставшееся ныне лишь в закрытых английских частных школах).
  13. Быть вежливым со старшими, вести себя скромно и прилично в школе, на улице и в общественных местах (уважение).
  14. Не употреблять бранных и грубых выражений, не курить. Не играть в игры на деньги и вещи (нравственность и этикет).
  15. Беречь школьное имущество. Бережно относиться к своим вещам и к вещам товарищей (уважение к труду других, к своей предметно-вещной среде).
  16. Быть внимательным и предупредительным к старикам, маленьким детям, слабым, больным, уступать им дорогу, место, оказывать всяческую помощь (милосердие).
  17. Слушаться родителей, помогать им, заботиться о маленьких братьях и сестрах (уважение, милосердие).
  18. Поддерживать чистоту в комнатах, в порядке содержать свою одежду, обувь, постель (дисциплина, ответственность).
  19. Иметь при себе ученический билет, бережно его хранить, не передавать другим и предъявлять по требованию директора и учителей школы (аккуратность).
  20. Дорожить честью своей школы и своего класса, как своей собственной (вновь идеальная мотивация).

За нарушение правил учащийся подлежит наказанию, вплоть до исключения из школы».

Читая этот простой текст и глядя на сегодняшний школьный уклад, понимаешь, как много мы потеряли. Но интересно другое: наибольшее место в этих правилах отведено дисциплине. Во многом это согласуется со тактикой формирования ученика, опирающейся на аксиоматику «чистого листа», но не только. Здесь явно просматривается влияние аксиоматики (православной!) «поврежденного добра», а дисциплина (как светская аскеза), как уже говорилось, есть одно из важнейших средств исцеления. Однако и советская культура, и культура классического капитализма пали под напором «нового варвара» – культуры общества потребления.

Введите e-mail адрес для получения уведомлений о публикации новых постов:

Delivered by FeedBurner

Поделиться в соц. сетях

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *