Манипуляции в вузе

Отрывок из книги В.П.Шейнова. Психология манипулирования. Тайное управление людьми.-2-ое  изд. — Минск: Харвест, 2010.- 464 с.

Преподаватели манипулируют студентами

Манипуляция «Хозяин — барин»

Это самая распространенная и самая опасная манипуляция. Ее проявления:

  • определенная вольность в оценке некоторыми преподавателями знаний студентов (на экзамене, зачете, контрольной и т. д.): «хочу казню, хочу милую»;
  • произвольное предъявление требований к экзамену, зачету (посещение занятий студентами, наличие конспектов, опоздания и т. п.);
  • угрозы наказать оценкой в конце семестра за нарушения студентом установленного порядка и т. д.

Иногда произвол в требованиях к экзамену может иметь для студентов драматические последствия.

К примеру, преподаватель объявляет: «На «отлично» мой предмет знает только Господь Бог. Я знаю на «хорошо». Следовательно, максимальная оценка студента на экзамене — «удовлетворительно»». И действительно, оценки на экзамене — 3 и 2. В итоге многие студенты лишены стипендии, кому-то не дали общежития. Для тех, кто учится без помощи из дома, — это катастрофа.

Ситуация «хозяин — барин» является манипуляцией, поскольку выигрыш преподавателя — односторонний. Такими способами он повышает свою значимость (в том числе и в своих глазах). Студенты являются жертвами, так как им подспудно внушается мысль, что оценка их работы не объективная, а субъективная, зависящая от отношения преподавателя к студенту. Это провоцирует последних на заискивание перед преподавателями, на подарки (а то и на взятки).

Отсюда берет свои истоки то обстоятельство, что сфера образования в России считается одной из самых коррумпированных.

Вреда от данной манипуляции еще больше. Сложившееся в обществе убеждение, что преподаватель вуза — «хозяин — барин», позволяет нерадивому студенту списать свое безделье (и как результат плохие оценки) на то, что «меня невзлюбил преподаватель», или «я ему задал вопрос на лекции, а он не смог ответить», или «поспорил с ним, и он отомстил мне на экзамене» и т. п.

Подобная отговорка удобна и родителям. Она снимает с них ответственность за нерадивость собственных чад. Ведь видели же, что их отпрыск никогда не занимается, а часто под сомнительными предлогами пропускает занятия.

Таким образом, ситуация «хозяин — барин» выгодна многим, кто недобросовестно относится к своим обязанностям. Страдает от этого в первую очередь качество обучения в вузах, что наносит и огромный моральный урон поколениям вступающих в самостоятельную жизнь выпускников вузов.

Мишенью воздействия на студентов является их зависимость от преподавателя.

Эта формулировка подсказывает, что для улучшения ситуации нужно как-то уменьшить зависимость показателей успеваемости от личных предпочтений некоторых преподавателей. В общегосударственном плане первый шаг уже сделан: посредством введения Единого государственного экзамена сводится к минимуму возможность злоупотреблений на вступительных экзаменах.

На наш взгляд, чтобы уменьшить зависимость студентов от преподавателей, следует заменить устные экзамены и зачеты письменными. Тогда их результат можно эффективно контролировать. Практика проведения письменных экзаменов показала, что отношения между преподавателем и студентом становятся в большей степени партнерскими; конфликты и претензии практически не возникают, поскольку нет почвы для манипуляций, которые, как мы уже видели, являются источником конфликтов.

Манипуляция «Пресечение вопросов студентов»

Не зная ответа на заданйый студентом вопрос по теме занятия, некоторые преподаватели, вместо того чтобы честно признаться в этом, реагируют так, что у студентов напрочь пропадает желание задавать вопросы. Подобное поведение преподавателя резко снижает качество обучения.

Манипуляция «Добрый преподаватель»

Нетребовательность преподавателя делает его жизнь спокойной. Но! Следующие предметы, предполагающие соответствующие знания, студентам одолеть значительно сложнее. «Разболтавшись», студенты в штыки принимают вполне разумные требования других преподавателей. И в итоге страдает качество подготовки специалистов.

Студенты манипулируют преподавателями

Приводимые далее результаты исследования А. И. Тарелкина подтвердили гипотезу о том, что манипуляция — достаточно распространенное явление в общении преподавателей и студентов, при этом она является важной причиной возникновения всякого рода сложностей и нежелательных эксцессов в этом общении.

Для изучения манипулятивного общения студентов и преподавателей автором исследования применен метод контент-анализа написанных студентами и преподавателями эссе на данную тему и метод анкетирования. Всего в исследовании, которое носило анонимный характер, приняли участие 503 студента I—V курсов всех факультетов БГСХА, среди которых были студенты как очного, так и заочного отделений, и 55 преподавателей, повышающих свою квалификацию на педагогическом факультете данного вуза. Всего было проанализировано 700 студенческих работ. В 408 эссе на тему «Как я манипулирую преподавателями. Как преподаватели манипулируют мной» студенты описали те манипулятивные приемы, к которым прибегают они сами в общении с преподавателями, и преподаватели, общаясь с ними, указали причины возникновения подобных манипуляций и высказали свое отношение к такому виду взаимодействия. В 292 эссе на тему «Мои трудности в общении с преподавателями» студенты описали коммуникативные трудности, причины их возникновения, способы преодоления.

Изучено было также 38 эссе преподавателей на обозначенные темы (соответственно в названии поменялись местами слова «студенты» и «преподаватели») и 55 анкет педагогов на тему «Манипуляции в педагогическом общении».

Анализ всех этих материалов позволил выявить ряд манипулятивных приемов, имеющих место в процессе взаимодействия студентов и педагогов.

Как правило, долгосрочной манипулятивной целью студентов, по их собственному признанию, является желание получить положительную экзаменационную оценку или зачет, имея минимум знаний, «не напрягаясь» и т. д.

Краткосрочными, промежуточными целями могут стать следующие: удачно пройти текущий этап обучения (получить оценку на занятии, сдать контрольную или курсовую работу), не утруждая себя при этом должной подготовкой, пропустить занятие (-ия) или «прикрыть» пропуски без уважительных причин, получить задания меньшего объема и др. Манипуляция студента может также носить характер «развлечения», «разрядки», «самоутверждения».

Эти выводы подтверждают мысль Е. В. Сидоренко о существовании двух видов манипуляции: гедонистической и прагматической.

Прагматическая манипуляция направлена надостижение определенной цели, чтобы добиться выигрыша (заставить адресата что-либо принять, от чего-либо отказаться и т. п.).

Гедонистическая манипуляция совершается ради той эмоциональной реакции, которую манипулятору удается вызвать у адресата. В некоторых случаях манипуляция выступает как ответ на неадекватные с точки зрения студента действия преподавателя.

Критериями отнесения к манипулятивному приему стало соответствие определенного действия признакам манипуляции и его повторяющееся упоминание в ответах наших респондентов.

Приведем некоторые манипулятивные приемы студентов, наиболее часто встречающиеся в практике обучения.

Сохраним названия ряда манипулятивных приемов, используемых самими студентами в их повседневной речи и отраженных в эссе. Соотнесем эти приемы с моделью скрытого управления и классифицируем их по мишеням воздействия, объединив в условные шесть групп. Всего описано 25 наиболее распространенных студенческих манипуляций. Порядок следования манипуляций в каждой группе соответствует частоте их упоминания в студенческих эссе (стиль высказывания студентов сохранен).

Первый тип: в качестве мишеней воздействия используются личностные свойства и качества преподавателей, которые самими носителями рассматриваются как положительные: доверчивость, доброта, отзывчивость и т. п.

  • «Надавить на жалость» — вызвать у преподавателя чувство сочувствия, сострадания, рассказывая о проблемах личного, семейного, профессионального характера, проблемах здоровья: «доказать, что ты находишься в безвыходном положении», «рассказать про свою трудную жизнь и нелегкую судьбу»», «рассказать о своих трудностях» и др.
  • «Легенда» — отпроситься с занятий в деканате или чаще у преподавателя под надуманным предлогом: «мне нужно в больницу», «приехали родители», «нужно забрать передачу», «позвонили из дома на вахту, чтобы я перезвонил», «трудно добираться домой», «меня вызывают в деканат» и др.
  • «Шпоры и бомбы» — списывать на занятиях, зачетах или экзаменах со шпаргалок, из конспектов, книг и работ других студентов. В качестве шпаргалок кроме традиционных бумажных гармошек-раскладушек могут использоваться мобильный телефон, плеер, радио, часы, исписанный стол или даже тело самого студента, а также «бомбы» — заранее написанные ответы на экзаменационные билеты. Помимо этого студенты могут пользоваться чужими конспектами, приносить работы, выполненные кем-то за деньги («покупка мозгов») или взятые из Интернета.
  • «Прикинуться валенком» — приводить ложные причины плохой подготовки (полной неподготовленности) к занятию, зачету, экзамену или отсутствия на занятии: «рассказать небылицу, почему не готов», «байки насчет причин пропусков». Вот некоторые примеры таких оправданий: «смерть родственника», «поломка транспорта», «не было электричества», «не поняла эту тему», «не нашла нужный материал», «родился сын» и др.
  • «Липа» — совершать махинации с документацией: «подделывать заявления или подписи», представлять «липовые справки», «подставить в журнал оценку», «подкинуть билет», «изменить условие задачи» и др.
  • «Ждать у моря погоды» — «попросить разрешения ответить в следующий раз», «пообещать преподавателю подтянуться в следующем семестре» и др.

Второй тип: мишень воздействия на преподавателей — их потребность в самоутверждении и в положительных эмоциях.

  • «Красивые глазки» — стараться произвести впечатление на преподавателя, используя внешность, одежду, флирт. В основном к этому прибегают студентки по отношению к преподавателю-мужчине: «ему можно поулыбаться, пококетничать с ним», «сделать невинное лицо», «состроить ему глазки», «явиться в короткой юбке» и т. п.
  • «Заговаривать зубы» — поддерживать разговор на интересующие преподавателя темы: «попробовать пошутить с ним, перевести разговор в другое русло, запутать его», «найти конек преподавателя и задавать вопросы», «пытаться отвлечь преподавателя на другие темы, расспрашивая про семью, о положении в стране и мире» и др.
  • «Чего изволите» — понравиться преподавателю, создать себе имидж «хорошего человека»: «вести себя так, как он желает», «поддерживать его точку зрения, поддакивать и внимательно слушать», «приспосабливаться», «расположить к себе преподавателя» и т. п.
  • «Пустить пыль в глаза» — расположить к себе преподавателя, восхищаясь им: «можно слегка подольститься», «позволить себе несколько ловких комплиментов и шуток, сказанных вовремя», постоянно ему говорить: «Как вы хорошо выглядите», «Нам нравятся ваши занятия», «Такого классного преподавателя еще не было» и др.
  • «Чувство общности» — создать чувство общности с преподавателем: «говорить так, как он (употребляя его выражения, терминологию)», «подстраиваться под его настроение», «дать понять, что у тебя такие же интересы», «копировать манеру его поведения» и др.

Третий тип: мишень воздействия — неспособность некоторых преподавателей противостоять психологическому давлению.

  • «Бунт на корабле» — оказывать коллективное давление на преподавателя: «вся группа просит не проводить занятие», «на первом занятии себя хвалим», «начинаем балаган», «договориться всей группой не сдавать зачет» и т. п.
  • «Осада крепости» — уговаривать преподавателя, назойливо повторяя свою просьбу. Вот как это выглядит: «немного настоял», «иногда беру смелостью и наглостью», «в основном беру измором», «хожу в энный раз на пересдачу — поставит оценку, куда он денется» и др.
  • «Проверка на прочность» — угрожать преподавателю, шантажировать его, используя «угрозы пожаловаться начальству», «угрозы о расправе над ним, если не поставит экзамен или зачет», «угрожать родителями», «угрожать самоубийством» и др.
  • «Снайперский выстрел» — вывести преподавателя из состояния эмоционального равновесия: «мешать преподавателю проводить занятия», «унизить преподавателя в глазах окружающих», «создать шум в группе» и др.

Четвертый тип: мишень воздействия — конформизм некоторых преподавателей.

  • «Привязать преподавателя» — прибегнуть к посреднической помощи родственников, знакомых, других преподавателей: «пришлось попросить преподавателя, чтобы тот попросил другого», «выйти на завкафедрой», «через третье лицо» и др.
  • «Манипуляция зачеткой» — демонстрировать зачетную книжку с высокими оценками: «поработал на зачетку — пусть потом она работает на меня».
  • «Вы обещали» — напомнить преподавателю об обещаниях, которых он на самом деле не давал, апеллировать к его чести: «Вы же обещали, так не честно»; давить на самолюбие: «Вы же справедливый преподаватель и не будете…» и др.
  • «В пример» — сравнить себя с более слабыми студентами: «сравнить со слабейшим, который получил зачет» и др.

Пятый тип: мишень воздействия — профессиональные установки преподавателей.

  • «Зарисовка под умного» — изображать «заинтересованность» предметом, создать себе имидж «хорошего студента»: «показать видимость, что я очень серьезно отношусь к предмету», «задаю вопросы, вступаю в дискуссии», «на любой вопрос преподавателя» стараться ответить, «щеголять научными терминами», «приводить в работе большой список литературы, хотя был всего один источник», «подойти после занятий к преподавателю, проявить интерес к его предмету, т. е. засветиться», «демонстративно подсказывать отвечающим», «подсказывать преподавателю», «приносить на занятия книги», «смотреть понимающе на преподавателя во время лекции», «сделать умное выражение лица», «садиться на первую парту» и др.
  • «СССО: сам спрашиваешь — сам отвечай» — вынудить преподавателя самого выполнить задание или ответить на вопрос: «скажу слово, переспрошу, так ли это — преподаватель, сам того не замечая, отвечает на мой вопрос», «несколько раз просим преподавателя объяснить нам решаемую задачу, пока он сам ее не решит» и др.
  • «Прессинг интеллектом» — продемонстрировать преподавателю глубокие познания по изучаемому предмету (или в какой-то другой области), обнаружить пробелы в знаниях самого преподавателя. Вот как написали об этом в своих эссе студенты: «студент выставляет себя большим авторитетом или знатоком в определенных областях знания», «исправляет ошибки, описки преподавателя». «Я заставляю себя уважать, — отмечалось в одном эссе, — а потом делаю, что хочу» и т. п.

Шестой тип: мишень воздействия — корыстные устремления некоторых преподавателей.

  • «Метод шуршащей купюры» — предложить или сделать намек на дачу взятки.
  • «Серпом и молотом» — оказать или предложить свою физическую помощь в каком-либо деле: «работать для кабинета», «предложить купить книгу, какой-то предмет, помочь сделать трудную работу», «нарисовать плакат», «собрать столы» и др.
  • «Презент» — преподнести преподавателю небольшой подарок: «цветы», «конфеты с шампанским», «джентльменский набор» и т. п.

Ближе к сессии преподаватель сталкивается с настоящей манипулятивной атакой недобросовестных студентов. Особо можно отметить специальные приемы воздействия на преподавателя во время непосредственной сдачи зачетов и экзаменов. Это четко просматривается в студенческих «откровениях»: «затягивать время путем отвлекающих вопросов, а также медленно излагать материал», «я стараюсь направить мысли преподавателя на то, что это является его упущением», «главное, отвечать уверенно и громко, чтобы у преподавателя сложилось представление, что знаешь предмет», «говорить что-нибудь, если не знаешь, — только не молчи», «просто преподавателю надоедает слушать бред, который ты несешь», «вынуждаю преподавателя, чтобы он задал мне вопрос, ответ на который я знаю» и т. п.

Как показало исследование, о котором идет речь, студент-манипулятор большое значение придает формированию аттракции путем невербального воздействия на преподавателя. Особо часто студентами упоминается умение принять болезненный, усталый вид, придать лицу умное выражение, изобразить внимательного и заинтересованного слушателя, вовремя заплакать или улыбнуться. Согласно письменным свидетельствам студентов, взгляд на преподавателя может быть «невинным», «томным», «заинтересованным», «понимающим», «умоляющим», «длительным, в упор». Образ, создаваемый с помощью одежды, украшений, макияжа может меняться в зависимости от манипулятивного намерения и ситуации (кто из преподавателей перед тобой). Проксемика, т. е. расположение людей в пространстве, также в поле внимания студента (сесть за первую или за последнюю парту).

Вот пример крайне циничного использования невербальных средств воздействия: «На экзамен приношу иконку, преподаватель думает: «хорошая девочка, умная, православная а у самой под иконкой — шпаргалка».

Преподаватели в качестве мишеней воздействия со стороны студентов назвали такие свои качества, как «доброта (доброжелательность)», «хорошее (благожелательное, доброжелательное, демократическое) отношение к студентам», «мягкость характера», «чувство сопереживания», «отзывчивость», «сочувствие», «сострадание», «вера в искренность (готовность верить человеку)», «лояльность», «жалость» и др. Отсутствие ответов в ряде анкет, распространенных среди педагогов, на открытый вопрос, посвященный мишеням воздействия, свидетельствует о трудностях рефлексии проблемы преподавателями.

Отметим крайне опасную особенность некоторых студенческих манипуляций: они эксплуатируют в основном такие качества и свойства личности педагогов, которые являются для последних профессионально значимыми. Опасность этих манипуляций заключается в том, что, будучи многократно обманутыми, преподаватели могут утратить эти качества. Обладатель же противоположных качеств воспринимается самими студентами как манипулятор и трудный партнер по общению.

Сопоставление приведенных манипуляций и используемых студентами мишеней воздействия на преподавателя с ответами самих преподавателей указывает на то, что преподаватели могут даже не догадываться о том, что студенты ими манипулируют, какие мишени используют, как часто это происходит. Следовательно — они слабо защищены от студентов-манипуляторов.

В тоже время преподаватели, принявшие участие в исследовании, подтвердили, что систематически сталкиваются с действиями студентов, носящими манипулятивный характер. Такие действия вызывают у преподавателей неблагоприятные эмоциональные переживания, трудности в поведении. Так, 77 % опрошенных педагогов хотели бы овладеть приемами психологической защиты от манипулирования, 17 % затрудняются дать ответ на этот вопрос и лишь 6 % считают, что в таком обучении не нуждаются.

Перечень студенческих манипуляций отнюдь не исчерпывается перечисленными выше. Тем более что он все время пополняется. Ведь за их плечами — 11 лет школы плюс опыт старшекурсников, которые охотно делятся с младшими. Приведем один из приемов, передаваемых студентами из поколения в поколение.

Манипуляция «13-й билет»

  1. Выучить ответ на билет под номером 13.
  2. Перед «событием» чем-то «не понравиться» преподавателю (нахамить, задать глупый вопрос и т. п.), дабы отбить у последнего всякую к себе жалость.
  3. Зайти в аудиторию первым. Далее взять произвольный билет из середины и, сделав испуганные глаза с причитаниями типа «Опять тринадцатый! Почему мне так не везет?! Почему??!..» засунуть билет обратно в общую кучу и нервно перемешать. Реакция преподавателя очевидна:

— Ищи, ищи, Иванов, свой тринадцатый билет.

Мишень воздействия здесь — желание преподавателя следовать общепринятому порядку проведения экзаменов, приманка — разыгранная сценка, фоновые факторы — бытующее поверье в «несчастливое число 13» и заблаговременно созданное студентом негативное отношение к себе со стороны преподавателя.

Манипуляция «Интерес к предмету»

Студент садится отвечать экзаменатору. Сказав несколько общих фраз, он вдруг с воодушевлением обращается к преподавателю: «Для меня всегда было волнующей загадкой, как могут быть связаны эти явления?»

Преподаватель, влюбленный в свой предмет и уставший от пассивности и равнодушия других студентов, радостно начинает объяснять. Студент восторгается услышанным, поддакивает, переспрашивает и… снова восхищается логической стройностью доказательств. Довольный преподаватель ставит ему высокую оценку.

Читателю, конечно, ясно, что мишенью воздействия в этом случае является влюбленность преподавателя в предмет, а приманкой — желание, чтобы это чувство разделяли и студенты.

Манипуляция «Вы нам обещали!»

Молодой начинающий преподаватель вуза стеснителен и робок с девушками. Заметив это, его в конце семестра окружают студентки и, буквально напирая на него, доказывают, что он обещал им поставить зачет. Молодой человек слушает, краснеет и слабо отбивается. Однако близость девичьих тел делает свое дело, потея от волнения, он расписывается в их зачетках.

Мишень воздействия здесь — стеснительность преподавателя, приманка — якобы данное обещание. В иных случаях мишени воздействия и приманки могут быть иными. Например, манипулятивным средством может выступать навязанный стремительный темп: едва ли не в каждом студенческом капустнике разыгрывается сценка, в которой студент кавалерийской атакой пытается вырвать у преподавателя заветный зачет.

Когда сексапильность — на пути знаний

На экзамене студентка томно строит глазки профессору:

— Профессор, чтобы сдать экзамен, я готова сделать все, что угодно!

— Все, что угодно?

— Да, все-все!

— Ну, тогда пойдите и выучите предмет!

Манипуляция «Вы занизили оценку!»

«Студентами» бывают и люди старшего возраста. Проводя деловые игры с руководителями и предпринимателями, автор нередко встречался с ситуацией, когда в пылу борьбы, обуреваемые желанием победить, некоторые участники обвиняли преподавателя в том, что он якобы занизил им оценку за очередной этап игры.

Мишенью воздействия здесь является естественное желание преподавателя быть беспристрастным судьей. Если судейство вызывает нарекания то, естественно, приходится доказывать свою объективность. Но если опуститься до оправданий, статус преподавателя пострадает. В подобных ситуациях автор применяет несколько способов защиты от описанной манипуляции.

Пассивная защита: «Все желающие могут в перерыв увидеть мои пометки на сданных работах, где отмечены ошибки». Тем самым общей дискуссии, подрывающей авторитет руководителя занятий, не происходит. Однако если, паче чаяния, такая проверка выявляет ошибку преподавателя — ее нужно признать, огласить после перерыва и изменить оценку. Такая открытость плюс признание ошибки только повышает авторитет преподавателя.

Активная защита: «Вы недовольны оценкой? Сколько вам нужно добавить? Назовите, мне не жалко, я сейчас же добавлю!»

Еще ни разу никто не пошел на это: ведь он добивался «справедливости», а тут получается, что дело вовсе не в справедливости, просто ему нужно любой ценой повысить оценку своей работы.

Понятно, что это защита «расставим точки над i». Применять более сильную защиту — контрманипуляцию — здесь не имеет смысла: не стоит привносить конфликтность в атмосферу деловой игры.

Мы намеренно обрываем перечень манипуляций студентов во время экзаменов, дабы книга не послужила пособием для студентов-манипуляторов. Тот перечень, который был представлен в студенческих эссе, является общеупотребительным и не составляет для них тайны.

Предупрежден — значит защищен

Следующая история показывает, что, если преподаватель помнит о возможности манипулятивных действий со стороны студентов, то найти защиту от них не так уж и трудно.

Двое студентов должны в понедельник сдавать экзамен. Но так как они бурно провели выходные, головы их трещат и настроение совсем не экзаменационное. Тут у одного из них созревает идея. Экзамен они благополучно прогуливают, но на следующий день идут к профессору и рассказывают ему историйку о том, будто они были в выходные на даче у тетки одного из них, которой нужно было помочь вскопать огород. Пришлось там заночевать, а когда они утром поехали оттуда в институт на машине, у нее спустило колесо, и поэтому они опоздали на экзамен. Профессор назначил им сдачу экзамена на следующий день. Когда они пришли, он рассадил их по разным аудиториям и задал каждому из них по два вопроса: «Какое колесо спустило?» и «На каком участке дороги это произошло?»

Результат экзамена долго еще вспоминался незадачливым манипуляторам.

Введите e-mail адрес для получения уведомлений о публикации новых постов:

Delivered by FeedBurner

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *