Зачем и как писать техническое задание на разработку сайта

Составитель: Федоров Д.Ю.

Этот документ родился из личного опыта и чтения различных Интернет-статей. 

Первым шагом на пути к созданию веб-сайта является разработка технического задания (далее ТЗ).

Техническое задание — это документ, на основе которого исполнитель разрабатывает веб-сайт, заказчик оценивает качество готового продукта.

САМОЕ ВАЖНОЕ: техническое задание является неотъемлемой частью договора [скачать пример Договора]   на разработку сайта, подписывается исполнителем и заказчиком, позволяет оценить стоимость работ и сроки их выполнения, на его основе формируется рабочий календарный план.

В процессе работы над техническим заданием приходит понимание о целях создания сайта.

Созданием технического задания обычно занимаются руководитель проекта или разработчик (исполнитель) веб-сайта совместно с заказчиком.

В роли руководителя проекта может выступать представитель заказчика, который обладает информацией о разрабатываемом сайте и технических деталях реализации, выступает связующим звеном между разработчиком и заказчиком.

Для составления документа разработчик проводит опрос заказчика.

Вопросы, входящие в опрос, содержат информацию

  • о компании;
  • целях создания веб-сайта;
  • предпочтениях заказчика и т.д.

Например,

Цели создания сайта Заказчиком

При составлении технического задания необходимо пройти следующие шаги.

1. Сбор информации
1.1. Изучение аудитории

Побольше узнайте об аудитории сайта:

  • проведите клиентский опрос, кто будет посещать сайт, с какой целью и какие задачи будет выполнять на сайте;
  • выясните технические возможности аудитории (скорость подключения, платформу).

Если, к примеру, сайт будет перегружен флэш-анимацией, то пользователи с низкой скоростью подключения не будут дожидаться его загрузки и предпочтут сайт конкурентов. С активным развитием мобильного Интернета на передний план выходят сайты с поддержкой мобильной версии браузера.

Соберите максимально возможную информацию о планируемом пользователе сайта:

  • род занятий;
  • возраст;
  • пол;
  • посещаемые сайты.

Например,

Цели использования сайта целевой аудиторией (ЦА) Заказчика

Например,

Пользователи

1.2. Анализ отрасли

Войдите в роль квалифицированного пользователя:

  • посетите схожие сайты (или сайты конкурентов);
  • выполните (типичные) операции на сайте;
  • отметьте в техническом задании все плюсы и минусы сайтов схожей тематики.

1.3. Планирование. Составление бюджета

Сумма бюджета не указывается в техническом задании, но от нее зависят объемы, затраты и осуществимость всего проекта.

Помимо

необходимо учитывать статьи расходов для существующего сайта:

  • поддержка (исправление ошибок на этапе тестирования, создание контента),
  • постоянные ежемесячные расходы (хостинг – с ЗАПАСОМ — нагрузка может возрасти, реклама),
  • вложение в развитие (создание нового функционала).

Хостинг имеет несколько видов услуг, которые представлены обычно тарифными планами:

1.4. Уточнение. Определение окончательных целей

На основании собранной информации необходимо сформулировать задачи, которые позволит решить будущий веб-сайт.

Ответьте на вопрос «Для чего потребовался сайт?»:

  • сокращение звонков в службу поддержки;
  • упрощение процесса продаж;
  • увеличение объемов продаж и т.д.

2. Разработка структуры сайта

Как должна быть организована информация на сайте, чтобы пользователи могли найти ее легко и быстро?

Например, представьте, что вы оказались на чужой кухне. Сложно ли найти столовые приборы и где в первую очередь их стоит искать?

Аналогично, когда пользователь попадает на чужой сайт с непривычным для него расположением кнопок и меню, то ему придется потратить время на его изучение и привыкание.

Логическая структура необходима любому сайту, рассмотрим ее с трех сторон:

  • контента (содержимое);
  • сайта (схематизация сайта);
  • страницы (структурирование).

Контент и структура сайта взаимосвязаны: разбивка и классификация страниц определяется содержимым.

2.1. С точки зрения контента. Определение тематики контента и структурирование контента

На этом шаге обсуждается, какая информация будет располагаться на сайте.

Если предполагается, что содержимое сайта будет уникальным, то нужно определить, кто будет создавать контент (снова деньги?).
Схожий контент объединяется в разделы.

Названия разделов вносятся в техническое задание. Например,

Структура сайта

2.2. С точки зрения сайта. Создание карты сайта

Карта сайта – «хребет» проекта, отражает предполагаемые ссылки и основную навигацию по сайту. Например,

Карта сайта

2.3. С точки зрения страницы. Определение основных маршрутов пользователей и создание макета

Если пользователь не сможет работать с сайтом, то он не вернется на него. Как пользователь на самом деле использует сайт (какие существуют пользовательские сценарии)?

Уделите внимание юзабилити: пользователь должен выполнять на сайте ряд конкретных задач, а наблюдатель смотрит за действиями пользователя.

Например, если сайт подразумевает заказ ж/д билетов, то, сколько шагов пользователю нужно сделать для совершения этой операции?

Пользовательский сценарий

Макет изобразить на бумаге (или в специальной программе) все элементы страницы прежде, чем приступать к прорисовке дизайна.

Макет сайта — информационный каркас без дизайна, но с навигацией.

Не заставляйте пользователя делать лишние переходы.

Требуется решить, каким образом и на каких этапах разработки сайта следует провести юзер-тестирование, т.е. наблюдение за реальным пользователем при посещении им веб-сайта.

Примеры макетов страниц. Прототипирование можно выполнять в специальных программах: Expression Blend + SketchFlow.

Главная

Каталог книг

Конкретная книга

3. Выбор средств разработки веб-сайта

С момента появления в сети Интернет первых сайтов, «сверстанных» в блокноте с помощью HTML, минуло много лет. Сейчас пришла эра «умных» и «обученных» программ – CMS (Content System Management, Система управления контентом), которые способны предложить людям способы создания Интернет проектов на уровне обычного пользователя компьютерной системы.

CMS обеспечивает пользователя необходимыми визуальными средствами для создания интерактивных страниц сайта, содержимое которых можно изменять, используя встроенный в систему текстовый редактор.

Примечание: многие веб-студии занимаются разработкой сайтов и применяют для этих целей свои системы управления сайтом, которые используются только внутри студии. Не секрет, что «подсадив» заказчика на свою CMS, в дальнейшем разработчики могут рассчитывать на некоторые доходы от помощи в правке сайта, потому что заказчик целиком и полностью зависит от этой CMS и разработчиков. Если веб-студия перестанет существовать, то заказчик останется наедине с продуктом!

Возможен вариант разработки индивидуальной CMS. В этом случае важна четкая формулировка технического задания: не только концепция будущего проекта, но и прогнозирование, ведь с самого начала придется учесть функции, которые понадобятся в будущем с развитием сайта. Требуются большие финансовые затраты и длительное время разработки. Предпочтительна для крупных компаний, которые уже имеют опыт работы с CMS и нуждаются в специфической платформе.

Выбор CMS будет зависеть от направленности и сложности будущего проекта. На рынке есть платные и бесплатные системы управления контентом.

Если решено сделать простую домашнюю Интернет страничку, то, наверное, можно обойтись и бесплатной системой управления сайтом. Если же принято решение всерьез организовать свой бизнес в Интернете, тогда, скорее всего, понадобится надежный коммерческий продукт.

Сравнение платных и бесплатных систем управления контентом.

Коммерческий продукт:

  • централизованная техническая поддержка и последняя версия (русскоязычная) документации;
  • централизованное обновление модулей системы;
  • ориентация на бизнес-задачи клиентов;
  • сертифицированные разработчики высокого уровня (сертификацией занимается компания-поставщик CMS).

Свободный продукт:

  • НЕцентрализованная техническая поддержка (форумы добровольцев);
  • НЕцентрализованное обновление модулей системы;
  • разработчики разного уровня (как профессионалы, так и совсем начинающие).

Так как модули нецентрализованны и разрабатываются разными программистами, то сложнее (и дороже) искать разработчика под эксклюзивный модуль, чем при использовании коммерческой системы со стандартными модулями.

Современные системы управления сайтом реализованы на языке PHP, в качестве базы данных используется чаще всего бесплатная СУБД MySQL. База данных позволяет хранить огромные массивы различных данных, которыми будет наполняться сайт.

Дистрибутив CMS включает в себя ряд папок и файлов, которые необходимо передать на хостинг в рабочую директорию вашей площадки или в корневую папку вашего домена. Передать файлы на хостинг можно по FTP либо с помощью файлового менеджера, встроенного в панель управления хостингом.

Рейтинг бесплатных CMS (по сведениям сайта http://itrack.ru/research/cmsrate/ на апрель 2010 год):

  1. WordPress;
  2. Joomla;
  3. Datalife Engine;
  4. uCoz;
  5. Drupal.

Рейтинг платных тиражных CMS (апрель 2010 год):

  1. 1C-Битрикс;
  2. NetCat;
  3. HostCMS;
  4. UMI.CMS;
  5. Amiro.CMS
Введите e-mail адрес для получения уведомлений о публикации новых постов:

Delivered by FeedBurner

Поделиться в соц. сетях

Автор

Дмитрий Федоров

Редактор сайта, старший преподаватель кафедры вычислительных систем и программирования СПбГЭУ. Сфера интересов: - разработка и проведение обучающих курсов на основе языка программирования Python для всех специальностей; - проведение семинаров по методологии научной деятельности; - исследование трансформации рынка труда с использованием методов анализа данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *