Сокращать бюджетные места в вузах вдвое? — эксперты

Приводится в сокращении, полностью статью см. на сайте ПравМир

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов за день до своего назначения на должность в интервью «Российской газете» заявил, что в России возможно в два раза сократить число бюджетных мест в вузах: «Дело не в количестве вузов. А в том, сколько студентов там обучается за счет государства. Я думаю, эта цифра может быть уменьшена в два раза с одновременным повышением финансирования для оставшихся мест».

Вячеслав Глазычев, доктор искусствоведения, профессор РАНХ и ГС , член Общественной палаты, зав.кафедрой управления территориальным развитием РАНХ и ГС при правительстве РФ.

То, что необходимо сократить число студентов – абсолютно очевидно. У нас ненормальная пропорция в этом отношении. Могло бы не быть такой пропорции, если бы всеобщее высшее образование было бы просто продолжением среднего образования – то есть, каждому диплом бакалавра, и к станку. Но, психологически это не приживается, 20-30 лет мысли родителей только об одном: чтобы только ребенок выучился. На что выучился, как выучился – это неважно.

Я проводил анализ сочинений 11-классников одного района Владимирской области – во всех сочинениях без исключения: «Уеду учиться». Чему учиться, на что учиться, на какую карьеру – вообще не указано никогда. В такой ситуации, конечно, идеология обязательного высшего образования не только дорога, но и малопродуктивна.

Неуважение к труду как к таковому уже слишком далеко зашло, впиталось. Никакими административными мерами это не изменить. Изменить может только жесткий рост реальной безработицы среди выпускников вузов. Ситуация чреватая и не такая уж простая, весь мир знает, к чему это приводит.

Анна Архангельская, кандидат филологических наук, доцент, заведующая учебной частью филологического факультета МГУ и заместитель ответственного секретаря приемной комиссии филологического факультета МГУ.

«Качество приема в вузы — важный вопрос, на который нет простых ответов. Прежде всего, надо повышать мотивацию хорошо подготовленных выпускников идти в технические вузы. Для этого нужно увеличивать там стипендию, допустим, до 10 тысяч рублей в бакалавриате. И активнее привлекать к выплате стипендий работодателей. Одновременно надо повышать уровень преподавания физики и математики в школе. Нужны новые программы и учебники, которые были бы интересны детям«.

Гуманитарное образование в последнее время всегда оказывается на обочине. Теперь, видимо, будут наказывать ещё и рублём: студент инженерного вуза будет получать стипендию в пять раз больше. Причём повышение будет хитрым образом не за государственный счёт, а за счёт работодателей, нуждающихся в инженерных кадрах.

Далее, видимо, учителям физики и математики будут повышать зарплаты — не исключаю, что за счёт тех же работодателей. А главное: я предвижу учебники в жанре комиксов, анимешные видеокурсы, а также ролевые игры по мотивам пифагоровых штанов и закона Бойля-Мариотта. Главное, конечно, чтобы школу не спалили.

Не удивлюсь, если в первую очередь бюджетные места будут сокращаться в московских вузах: «Пусть Москва готовит техническую, творческую элиту, но это по определению небольшое количество людей«. Потому что, как известно, лучший способ борьбы с соблазном остаться в столице — не дать возможности приехать в столицу.

Для богатых, имеющих возможность оплатить столичное образование, конечно, как всегда, будет сделано исключение.

В заключение же — о пресловутых бюджетных местах. Наверное, это — единственное, в чём я соглашусь с г-ном Ливановым — но как с человеком, а не как с министром образования.

Я уже давно говорю о том, что беда современной системы высшего образования заключается в том, что оно стало практически обязательным. Не только инженеров нам не надо так много, как ежегодно выбрасывают на рынок труда вузы. Но здесь начинать надо — и министр образования — увы! — должен бы это понимать — не с радикального сокращения числа бюджетных мест, а, например, с возрождения системы среднего профессионального образования, с разработки социальных лифтов в этой сфере (грубо говоря, в советское время рабочий с СПО мог дойти до директора завода, а сейчас для секретарши директора зачем-то обязательно высшее образование) и т.д. Но это — надолго, а министру, понятное дело, надо быстро. Старший Брат не любит ждать.

Олег Сергеев, эксперт Всероссийского фонда образования

Год тому назад я имел беседу с Дмитрием Викторовичем Ливановым. Я считаю его технократом в высшей степени. То есть то, что он собирается сейчас что-то сокращать, истекает из каких-то чисто финансовых потребностей и вне интересов всей образовательной системы, развития России, и, тем более, модернизации. Я не могу ему поверить, потому что он очень узкий специалист и никак не может быть компетентен в области образования.

Я думаю, что, в данном случае, технологии и интересы работодателя и системного образования несколько иные. Потому что образование работает с упреждением как минимум лет на пять-шесть, а работодатель заинтересован в сегодняшнем дне. У нашего работодателя нет долгосрочной перспективы. Поэтому все предложения в инженерной отрасли, которые идут от работодателя, противопоказаны системе образования. Мы загнали наших инженеров в угол и теперь не знаем, откуда их приглашать. Схватились за голову сейчас, а проблема назревала уже лет 30 тому назад.

Поделиться в соц. сетях

Автор

Дмитрий Федоров

Редактор сайта, старший преподаватель кафедры вычислительных систем и программирования СПбГЭУ. Сфера интересов: языки программирования (Python, C); гуманитарные аспекты информационной безопасности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *