Человеческое знание и его компьютерный образ. Заключение. И.Ю.Алексеева

СОДЕРЖАНИЕ

Осознание роли компьютера как средства хранения, передачи и получения знаний, как модели знания и его квазисубъекта уже оказывает ощутимое влияние на развитие наших знаний о знании. И есть основания полагать, что это влияние, в связи с процессами компьютеризации, будет усиливаться. В первой главе мы провели различие между технологическими (в широком смысле этого слова) и экзистенциальными вопросами о знании, отнеся к первым вопросы о том, каким образом можно обращаться со знанием, имея в виду определенные цели, а ко вторым — вопросы о знании как таковом, о том, что оно есть и как оно существует. Что касается понимаемых таким образом технологических вопросов, то разработка компьютерных систем, основанных на знаниях, является в то же время поиском ответов на вопросы такого типа. Их сфера — именно та, в которую непосредственно вносит вклад теория ИИ. Относительно вопросов о знании как таковом: мы надеемся, что данная работа дает аргументы против двух крайних точек зрения. Одна из них состоит в том, что ИИ позволяет заменить философские спекуляции о знании исследованиями, опирающимися на «твердую почву» математических и технических дисциплин, что результаты, полученные в ИИ, могут служить решениями собственно эпистемологических, или экзистенциальных (в указанном выше смысле), вопросов о знании.

Другая крайность — взгляд на исследования знания, осуществляемые в ИИ, как на нечто, не имеющее отношения к серьезной эпистемологии. На самом деле, развитие ИИ и информационных технологий оказывает и будет оказывать влияние на развитие собственно эпистемологических исследований, однако не путем решения каких-то вопросов экзистенциального характера или выбраковки псевдовопросов, а за счет того, что процессы, происходящие в ИИ, дают импульс к постановке и исследованию новых вопросов о знании, которые не могут быть решены средствами компьютерных наук. Осмысление роли и места компьютера в существовании и функционировании знания есть, с этой точки зрения, путь к более глубокому пониманию самого человеческого знания.

И.Ю.Алексееваисточник

Поделиться в соц. сетях

Автор

Дмитрий Федоров

Редактор сайта, старший преподаватель кафедры вычислительных систем и программирования СПбГЭУ. Сфера интересов: - разработка и проведение обучающих курсов на основе языка программирования Python для всех специальностей; - проведение семинаров по методологии научной деятельности; - исследование трансформации рынка труда с использованием методов анализа данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *