Этика в сфере информационных технологий

А.А.Малюк, О.Ю.Полянская
Вестник Российского гуманитарного научного фонда, 2011 4(65), сайт Вестника

Статья посвящена итогам проекта «Этика в сфере информационных технологий», реализованного в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ». В ходе выполнения проекта изучались проблемы информационной и коммуникационной приватности, этичности поведения в Интернете, интеллектуальной собственности, профессиональной этики и ответственности IT-специалистов. В статье описывается опыт преподавания этики при подготовке специалистов по защите информации.

Проект «Этика в сфере информационных технологий» был задуман и реализован в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ», причем не на какой-либо из гуманитарных кафедр, а на факультете информационной безопасности. Сама идея исследовательского проекта возникла из осознания необходимости рассматривать гуманитарные проблемы информационной безопасности (в том числе вопросы профессиональной этики) как важный компонент профессиональной подготовки специалистов по защите информации. Информационная безопасность как таковая — комплексная проблема, и удельный вес гуманитарных факторов в обеспечении информационной безопасности весьма высок (в отдельных случаях он достигает 80%).

29 марта 2010 г. приказом Минобрнауки введен в действие Федеральный государственный стандарт высшего образования по направлению подготовки «Прикладная этика». Введение этого стандарта, безусловно, отвечает растущей потребности в систематической разработке вопросов этики профессий и сфер деятельности. Следует ли ожидать в связи с этим введения курса прикладной этики — возможно, в версии этики профессиональной — в качестве обязательного для инженерных вузов, в том числе готовящих специалистов в области информационных технологий? Стоит ли стремиться к этому? К сожалению, есть основания для опасений, что такая идея — как и множество других, хороших, по существу своему идей — может быть скомпрометирована неудачной реализацией. Последнее возможно, например, в случаях, когда «профессиональная этика» превращается в предмет, заинтересованность в котором проявляют лишь преподаватели гуманитарных кафедр, в то время как их коллеги, работающие на выпускающих кафедрах, относятся к этому скептически, и подобное скептическое отношение разделяется студентами. Еще хуже, если и гуманитариям такой предмет не интересен, они просто выполняют решение, навязанное вышестоящей инстанцией. Совсем по-другому ведется преподавание, когда важность этической подготовки как необходимой части профессионального образования осознается преподавателями профильных дисциплин, когда эти люди убеждают будущих специалистов в том, что познания в области этики им необходимы.

Проблемы этики в сфере информационных технологий не сводятся только лишь к проблемам IT-профессионалов. Развитие информационного общества в России требует повышения информационной культуры всех категорий участников информационно-коммуникационных взаимодействий. Без этого немыслимо устойчивое функционирование информационно-технологической инфраструктуры, сколь бы ни были совершенны технологические решения, принимаемые для обеспечения такого функционирования.

Задачей проекта стало создание фундаментальной монографии, обобщающей опыт исследования проблем культуры и этики в сфере информационных технологий, накопленный к настоящему времени за рубежом (прежде всего в англоязычных странах) и в России. Следует особо отметить, что проблемы гуманитарные рассматривались при этом в тесной взаимосвязи с проблемами инженерно-техническими.

Проблемное поле этики в сфере информационных технологий имеет сегодня целый ряд сегментов, активно разрабатываемых западными философами и профессионалами в области информационных технологий и вызывающих живой общественный интерес. Сюда относятся этические аспекты реализации в условиях современного информационного общества права человека на неприкосновенность частной жизни (приватность), этика поведения в Интернете, проблемы интеллектуальной собственности, социальной справедливости в отношении доступности информационно-коммуникационных технологий (информационное неравенство и «цифровой» разрыв). Важное место в упомянутом проблемном поле занимают вопросы профессионального поведения представителей так называемых IT-профессий, этические кодексы, подходы к преподаванию этики для студентов соответствующих специальностей.

В гуманитарном контексте развития информационно-коммуникационных технологий этические составляющие тесно переплетены (а то и сплавлены воедино) с гносеологическими, психологическими, правовыми. В таких условиях стремление соблюсти «этическую чистоту», не допустить во что бы то ни стало «растворения» этических вопросов в общекультурных представляется нецелесообразным. Напротив, этика мыслится как интегральная часть культуры, смыкающаяся в важных для нашего исследования моментах с философией права.
Так, обсуждение проблем интеллектуальной собственности в сфере информационных технологий актуализирует философские концепции собственности, сформулированные в XVII-XIX вв. Наибольшим вниманием в зарубежной литературе пользуются утилитаристский подход, связанный с именем Иеремии Бентама, трудовая теории собственности Дж.Локка, а также Гегелева трактовка собственности как внешнего выражения личности и воли человека. Философы-утилитаристы объясняли рост общественно полезных благ деятельностью людей, вдохновляемых мыслями о будущей собственности. Их современные последователи уравнивают интеллектуальную собственность с другими видами собственности, утверждая, в частности, что право исключительного копирования произведения побуждает авторов выполнять общественно полезную работу, которую они не стали бы делать, не имея соответствующей правовой защиты [1]. В применимости подобных аргументов к компьютерным программам сомневаются многие, в том числе известный американский программист, основатель движения за свободное программное обеспечение Р.Столлман [2].

Трудовая теория собственности, созданная задолго до появления компьютеров и компьютерных программ (Локк писал о земле и урожае), на первый взгляд, идеально подходит для обоснования нравственной правомерности интеллектуальной собственности, поскольку ее объекты являются результатом труда, однако порождает новые вопросы о справедливости. Современный коммерческий программный продукт — результат работы многих специалистов, и прямое применение трудовой теории собственности предполагает, что все, кто внес вклад в создание такого продукта, заслуживают права собственности на него. В реальности же такое право получают лишь те, кому удалось «первыми пересечь условную финишную черту» и выйти на рынок с новым программным продуктом [3].

Сомнения в применимости трудовой теории собственности к программному продукту возникают у некоторых авторов в связи с тем, что программное обеспечение, как и другие объекты интеллектуальной собственности, является воспроизводимым. Разработчики программ не теряют плодов своего труда, когда другие люди заимствуют их идеи или копируют готовые продукты. Но они теряют нечто другое, важное и ценное — способность продавать свои творения и получать за это деньги. Речь в данном случае идет, как подчеркивает Д.Джонсон, не о праве владения и пользования, а о праве продавать и получать прибыль [4]. С трактовкой собственности как внешнего выражения личности можно соотнести ссылки на эмоциональную привязанность человека к результату творческой деятельности («Я вложил в эту программу душу!»). Однако известно, что программисты обычно охотно уступают крупным корпорациям все права за соответствующее вознаграждение.

К программному обеспечению не всегда можно применить традиционные представления о собственности, владении, пользовании. Здесь возникают сложные этические проблемы как на уровне государственной политики, так и на уровне индивидов. Показательна в этом отношении одна из тем, обсуждаемых разработчиками программ — этика обратной разработки (англ. — reverse engineering). Обратная разработка — это исследование принципов работы и функций некоторого объекта, изучение имеющейся документации и воспроизведение объекта с аналогичными функциями без копирования оригинала. Такая разработка осуществляется в условиях, когда создатель оригинального объекта не представил информации о структуре и способе создания последнего. Обратная разработка — очень сложный процесс, требующий большого труда, терпения и знаний. Если программисты просто декомпилируют программу и копируют исходный код в свои собственные программы, то они нарушают закон об авторском праве. Поэтому для обратной разработки используются специальные инструменты, позволяющие преобразовать имеющийся машинный код программы в удобочитаемый код на языке программирования низкого уровня, наблюдать за выполнением исследуемой программы, останавливать ее, перезапускать, изменять значения в памяти и т.д.

Обратная разработка часто осуществляется для достижения функциональной совместимости. Широко известный пример, когда обратная разработка привела к вытеснению создателя оригинала с занимаемого рынка, связан с деятельностью таких компаний, как IBM и Compaq Corporation. В начале 1980-х гг. IBM владела практически всем рынком персональных компьютеров. Compaq Corporation потратила более 1 млн долл. на обратную разработку базовой системы ввода-вывода IBM BIOS, стала продавать IBM-совместимые компьютеры и вскоре вытеснила IBM с рынка домашних компьютеров. Пример другого свойства — осуществленная группой разработчиков Samba обратная разработка проприетарного протокола SMB c целью выяснения, как обеспечить взаимодействие с компьютерами, работающими под управлением Windows. Это позволило обеспечить функциональную совместимость сервера приложений Samba, входящего в состав OC GNU/Linux, с файл-сервером компании Microsoft.
В профессиональном сообществе нет единой позиции в отношении этического статуса обратной разработки. С одной стороны, она рассматривается как полезная в познавательных целях, с другой — часто оценивается как посягательство на авторские права на программный код. Обратной разработкой занимаются многие программисты, существует даже Рабочая конференция по обратной разработке, имеющая поддержку технического совета по созданию программного обеспечения Компьютерного общества Института инженеров электротехники и электроники IEEE (TCSE), считающего законной такую практику. Однако нельзя не принимать во внимание и аргументы тех, кто рассматривает программное обеспечение, созданное в результате обратной разработки, как продукт неэтичной деятельности, поскольку пользователь программного обеспечения фактически не владеет правами на него (кроме того, возникают вопросы интеллектуальной собственности, связанные с тем, было ли программное обеспечение лицензировано, охранялось ли авторским правом или было запатентовано) [5].

Некоторые юристы и специалисты в области информационных технологий считают, что для компьютерного программного обеспечения должна быть создана альтернативная форма собственности. Известно, что долгое время программное обеспечение и базы данных не признавались объектами авторского права из-за «нечитаемости» в традиционном смысле слова компьютерных программ и «неоригинальности» содержания баз данных. Сегодня программы в ряде стран приравнены к литературным произведениям, а базы данных — к сборникам. Однако критики такого положения дел справедливо отмечают несоответствие требований к литературному произведению и технологического подхода к разработке программного обеспечения, а также противоречие между статусом литературного произведения, каковым программное обеспечение наделяется законодательно, и реальной ролью программного обеспечения как «средства производства».

Так или иначе система правовой охраны интеллектуальной собственности призвана поощрять творческую инновационную деятельность, способствовать технологическому прогрессу.

Происходящая на наших глазах миграция в Интернет всех видов интеллектуальной собственности порождает новые этические проблемы. Доступ¬ность технологий и контента — необходимое условие преодоления цифрового разрыва и «информационной бедности». Многие авторы охотно предоставляют электронные версии своих работ для публикации в свободном доступе. Однако простота изменения и фальсификации произведений, представленных в цифровой форме, создают угрозу не только имущественным, но и неимущественным правам авторов. Более того, они способствуют «размыванию» этических основ учебной, исследовательской и творческой деятельности. С развитием Интернета такое явление, как плагиат, становится все большей проблемой не только в вузах, но уже и в школах. Проблема усугубляется тем, что школьники и студенты часто превосходят своих преподавателей в пользовательских навыках. Технические средства, позволяющие обнаружить плагиат, используются, как правило, для выявления симптома, а не причины. Разъяснение природы мошенничества, статуса истины и новизны как базовых ценностей академической деятельности — дело, к которому большинство преподавателей оказываются не подготовлены. Интеллектуальные добродетели, когда-то воспринятые самими преподавателями как нечто само собой разумеющееся, теперь, в условиях новой информационной среды, нужно сознательно и целенаправленно культивировать, вырабатывая для этого специальные приемы, средства, формы взаимодействия с учащимися.

В ходе выполнения проекта мы рассмотрели различные подходы к преподаванию этики при подготовке специалистов в области информационных технологий. Проведенный анализ показывает, что в западных странах (в том числе в США, где уже в середине 1980-х гг. сформировалась «компьютерная этика» как интеллектуальное направление и учебный предмет) нет какого-то единого общепринятого способа включения соответствующей проблематики в учебный процесс. Наиболее известны следующие стратегии: 1) введение отдельного курса «компьютерной» этики; 2) включение модулей компьютерной этики (посвященных разбору примеров) во все курсы компьютерных дисциплин; 3) включение этических вопросов в обобщающий курс по компьютерным дисциплинам; 4) комплексный подход, сочетающий преподавание отдельного курса компьютерной этики на первом курсе, разбор этических дилемм в курсах разных компьютерных дисциплин и включение этического анализа как обязательной части курсового проектирования на старших курсах. Каждый из указанных подходов имеет свои достоинства и недостатки, связанные как с подготовленностью преподавателей, так и с восприятием студентов.

Следует отметить, что американский опыт преподавания этики (в том числе «компьютерной») студентам инженерных специальностей достаточно давно стал предметом интереса российских ученых. Во второй половине 1990-х гг. при поддержке Национального научного фонда (США), РГНФ, «Института Открытое общество» и МАИ выполнялся совместный проект «Инженерная этика для российских инженеров». В проекте участвовала такой авторитетный исследователь в области компьютерной этики, как Д.Джонсон.

Сегодня опыт проведения занятий по этике как части профессиональной подготовки специалистов в области информационных технологий имеется и в российских вузах. На факультете информационной безопасности Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» в течение ряда лет изучается трехсеместровый курс «Гуманитарные проблемы информационной безопасности», включающий в качестве компонента этику в сфере информационных технологий. Это дает возможность увидеть вопросы этики в общем контексте проблем информационной культуры, связать с темами творчества, места и роли техники в современном мире, обратить внимание на некоторые психологические аспекты. За курсом этики следует курс риторики в сфере информационных технологий. Включение этого курса в программу профессиональной подготовки мотивировано тем, что специалист по защите информации должен уметь формулировать и аргументировать свои предложения, убеждать руководство организации в необходимости принимать меры по защите информации, уметь работать с персоналом и т.д. В упражнениях по риторике используются, среди прочего, материалы из курса этики.

Один из важных факторов, затрудняющих разработку в нашей стране проблем этики в сфере информационных технологий, состоит в том, что до сих пор не сложилась система коммуникаций между людьми, занимающимися (или хотя бы интересующимися) подобной тематикой в разных университетах. В этих условиях весьма актуальным представляется создание специализированных информационных систем и баз данных, содержащих полнотекстовые документы и ссылки на релевантные научные публикации, нормативные акты, методические разработки, материалы дискуссий — словом, все, что необходимо для стимулирования научных исследований и взаимно полезного обмена педагогическим опытом.

Литература

  1. Spinello R.A. An Ethical Evaluation of Web Site Linking // ACM SIGCAS Computers and Society. Vol. 30. Issue 4 (December 2000); Fisher William W. Property and Contract on the Internet // Chicago-Kent Law Review 73: 1203, 1998.
  2. Stollman R. Why Software Should Be Free (Столлман P. Почему программы должны быть свободны / Пер. с англ. Сергея Коропа) www.gnu.org/philosophy/ shouldbefree.ru.html
  3. Nissenbaum H. Should I Copy My Neighbor’s Software? // Computer Ethics and Social Values / Ed. by D.Johnson and H.Nissenbaum. Prentice Hall, 1995.
  4. Johnson D.G. Computer Ethics. Prentice Hall, 3rd Edition, 2001.
  5. Reynolds G. Ethics in Information Technology. Thomson Course Technology, Boston, 2003.

Введите e-mail адрес для получения уведомлений о публикации новых постов:

Delivered by FeedBurner


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *