Опасности и угрозы информационной безопасности России

Палий А.И., Чугунов В.С.

Смена тысячелетий произошла на фоне бурного развития информационных технологий. Это обусловлено интенсификацией развития телекоммуникационных средств, компьютерных сетей, средств связи и других процессов. Информационная составляющая играет все более важную роль во всех сферах жизнедеятельности человеческой цивилизации. Использование информации как ресурса в свою очередь приводит к резкому возрастанию требований к формированию информационной политики государства и ее составной части – информационной безопасности.

На всем протяжении своего существования людьми предпринимаются различные меры по добыванию и использованию информации в своих интересах, в том числе в целях нанесения ущерба, вреда своим оппонентам. Соответственно предпринимаются меры по защите от таких действий во всех сферах человеческой деятельности. Это, по сути, и составляет сущность процесса называемого информационным противоборством или информационной борьбой (войной) [3, 7, 14, 18, 25, 29].

Информационная война (ИВ) постоянно ведется между государствами для защиты собственных интересов в процессе противоборства за зоны политического влияния, за рынки сбыта, за спорную территорию, за собственность, за укрепление обороны и т.п. Термин «информационная война» появился в 80-х годах и стал широко популярен после войны в зоне Персидского залива в 1991 году, где международные силы, используя последние достижения в области военных технологий и особенно в области информатики, с минимальными потерями разгромили иракскую армию [22].

Вполне закономерно, что в период массовой информатизации всех сфер человеческой деятельности и развития мировой цивилизации одной из важнейших составляющих национальной и международной безопасности становится информационная безопасность и защита информации, которая считается стратегическим национальным ресурсом. Свидетельством этому является то, что производство информационных технологий выходит на одно из первых мест. Так, в США еще в 90-е годы количество занятых в этой области было в пять раз больше, чем в промышленности и в 26 раз больше, чем в сельском хозяйстве, чего не скажешь о России, где ситуация прямо противоположная [21].

Сейчас богатство развитых стран создается не за счет продажи сырья и продукта с низкой переработкой, а в результате использования высоких технологий, прежде всего информационных, то есть за счет интеллектуальной добавленной стоимости информационного общества, которое представляет собой такое состояние развития общественных и, прежде всего, производственных отношений, при котором основная часть валового продукта производится не за счет материального производства, а на основе создания и продажи наукоемких технологий, информационных продуктов, т.е. интеллектуального труда граждан [8]. По сведениям Министерства торговли США, начиная с 1990 г. расходы на информационные технологии дали 36% объема экономического роста. Приходится сожалеть, что руководители нашего государства не предпринимают решительных мер в данной области.

В межгосударственном противоборстве происходит смещение с открытых силовых способов (дипломатических, экономических, военных) к более изощренным — информационно-психологическим. Еще в третьем веке до новой эры китайский военный теоретик Чжуга Лян писал: «В военных действиях атака на умы – главная задача, атака на укрепления – второстепенная задача. Психологическая война – это главное, бой – это второстепенное» [17].

В военном противоборстве также наметилась тенденция применения информационного и обычного высокоточного оружия вместо оружия массового поражения.

Уже в наше время в результате холодной (информационной) войны по плану, изложенному в американской доктрине борьбы против СССР, разработанной в 1945 г., без выстрелов разрушены Советский Союз, организация Варшавского Договора и вся социалистическая система. В результате радикально изменилась политическая ситуация в мире, значительно ухудшилось геополитическое положение России.

В упомянутой американской доктрине информационной войны известной как план Даллеса было предусмотрено следующее:

«Окончится война, все как-то утрясется, устроится. И мы бросим все, что имеем, — все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей! Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением … исследованием процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино – все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства – словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу – все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом. И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы просто поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Будем браться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку всегда будем делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов. Вот как мы это сделаем.» [20].

О том, что американское руководство выполнило свои разрушительные замыслы против России/Советского Союза, свидетельствует выступление Б. Клинтона на секретном совещании начальников штабов 24 октября 1995 г., в котором он утверждал следующее.

«…Последние десять лет политика в отношении СССР и его союзников убедительно доказала правильность взятого нами курса на устранение одной из сильнейших держав мира, а также сильнейшего военного блока. Используя промахи советской дипломатии, чрезвычайную самонадеянность Горбачева и его окружения, в том числе и тех, кто откровенно занял проамериканскую позицию, мы добились того, что собирался сделать президент Трумэн с Советским Союзом посредством атомной бомбы. Правда, с одним существенным отличием – мы получили сырьевой придаток, а не разрушенное атомом государство, которое было бы не легко создавать. Да, мы затратили на это многие миллиарды долларов, а они уже сейчас близки к тому, что у русских называется самоокупаемостью. За четыре года мы и наши союзники получили различного стратегического сырья на 15 млрд. долларов, сотни тонн золота, драгоценных камней и т.д. Под несуществующие проекты нам переданы за ничтожно малые суммы свыше 20 тыс. тонн меди, почти 50 тыс.тонн алюминия, 2 тыс.тонн цезия, бериллия, стронция и т.д. Расшатав идеологические основы СССР, мы сумели бескровно вывести из войны за мировое господство государство, составляющее основную конкуренцию Америке. Однако это не значит, что нам не над чем думать. В России, стране, где еще не достаточно сильно влияние США, необходимо решать одновременно несколько задач: всячески стараться не допустить к власти коммунистов. При помощи наших друзей создать такие предпосылки, чтобы в парламентской гонке были поставлены все мыслимые и немыслимые препоны для левых партий; особенное внимание уделить президентским выборам. Нынешнее руководство страны нас устраивает во всех отношениях. И потому нельзя скупиться на расходы… Если нами будут решены эти две задачи, то в ближайшее десятилетие предстоит решение следующих проблем:

  • расчленение России на мелкие государства путем межрегиональных войн, подобным тем, что были организованы нами в Югославии;
  • окончательный развал военно-промышленного комплекса России и армии;
  • установление режимов в оторвавшихся от России республиках, нужных нам.

Да, мы позволили России быть державой, но империей будет только одна страна – США» [37].

В полувековой информационной войне СССР не спасли даже его первоклассные Вооруженные Силы. В результате разрушен Советский Союз, советская цивилизация, разгромлены его Вооруженные Силы, подорван экономический потенциал, страну планомерно ведут к уничтожению через управляемый хаос [24]. На очереди, в условиях сокращающихся ресурсов и борьбы цивилизаций, таким же способом могут быть разрушены другие человеческие цивилизации [25], неугодные “золотому миллиарду”. После реализации этой доктрины, в том числе с помощью российских «агентов влияния» (или предателей), которая привела к глубокому системному кризису России и других стран СНГ, предпринимаются попытки расчленить Россию на многие «независимые» государства и удельные княжества, которыми можно легко манипулировать или управлять, превратить в плацдарм Запада.

Особенно интенсивно информационное противоборство проводилось в последних локальных войнах как в ходе боевых действий, так и задолго до их развязывания. Так, за полгода до агрессии западных государств против Ирака (1991 г.) и Югославии (1999 г.), против Гренады за три года, и в ходе боевых действий проводились широкомасштабные информационно-психологические операции, имевшие целью настроить мировое общественное мнение против руководства государств, подвергшихся агрессии, проводимой ими политики, снизить боевой дух армий, деморализовать население. В этих операциях принимали участие телевидение, радио, печать, средства специальных операций и радиоэлектронной борьбы (РЭБ). В самом начале агрессий ударами управляемых высокоточных ракет и авиабомб под прикрытием средств РЭБ были разрушены телевизионные и радиовещательные центры, системы управления. В антииракской войне армии западных государств применили более 100 самолетов и 30 вертолетов РЭБ, которые совместно с ударными самолетами F-4С – носителями противорадиолокационных ракет, полностью дезорганизовали системы государственного и военного управления Ирака. Одновременно усилились радиопередачи из-за рубежа с целью деморализации руководства страны, армии и населения. В ходе боевых действий создавались массированные радиоэлектронные помехи системам радиосвязи, радионавигации, управления оружием и войсками (силами), активно действовали силы специальных операций.

Следует ожидать, что в ХХI веке, который считается веком информации, масштабы информационной войны резко возрастут по сравнению с другими способами противоборства. Одним из свидетельств этому является то, что за последние 15 лет расходы в США на приобретение средств ИВ увеличены более чем в четыре раза и занимают первое место среди всех программ вооружения [2].

Мировое общество прошло три стадии развития, связанные с последовательным освоением вещества, энергии и информации: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное (информационное). На первом этапе экономическая мощь государства определялась в основном природными факторами (наличием и уровнем освоения плодородных земель и природных ископаемых). Затем основным фактором государственной мощи стал уровень развития обрабатывающей промышленности за счет энергетики. И в настоящее время экономический потенциал стран определяется в значительной степени состоянием информатизации [21]. К сожалению, в нашей стране до последнего времени не уделялось должного внимания ни информатизации, ни информационной безопасности. И радиоэлектронная промышленность – основа высоких технологий, обороны и информатизации всех сфер деятельности пострадала от «реформ» больше, чем другие отрасли.

В информационных войнах применяется информационное оружие (ИО), предназначенное для искажения информации, введения в заблуждение лиц, принимающих решение и населения, дезорганизации информационных систем, разрушения информационных массивов и носителей информации.

В зависимости от предназначения ИО подразделяют на пять видов (групп средств) [22-30]:

  • средства массовой информации (СМИ): радио, пресса, телевидение и агитационно-пропагандистские средства (видеокассеты, электронные учебники, энциклопедии и др.);
  • средства РЭБ, компьютерные вирусы, разрушающие программные закладки, «черви» (специальные программы, преодолевающие меры защиты), «троянский конь» (введение в программу вредных команд) и др.;
  • лингвистические средства (определенная терминология, обороты речи, имеющие семантическую неоднозначность при переводе на другие языки и др.);
  • психотронные средства (специальные генераторы, видеографическая и телевизионная информация, видеосредства типа «Виртуальная реальность» и др.);
  • психотропные средства (специально структурированные лекарства, психофармакологические и психодислептические средства, транквилизаторы, антидепрессанты, галлюциногены, наркотики, алкоголь и др.).

Средства массовой информации (часто дезинформации) и агитационно-пропагандистские средства, как вид ИО массового поражения, часто используются для целенаправленного нанесения информационного ущерба, прежде всего, духовно-нравственной жизни народа противоборствующей стороны, его исторической памяти, мировоззрению, морально-нравственным идеалам с целью управления поведением людей. В информационной войне некоторые СМИ занимаются внедрением в структуры государственного и военного управления так называемых «агентов информационного влияния» и формированием «пятой колонны» среди национальной интеллигенции, способствующих принятию неэффективных экономических программ, пропагандой чуждого образа жизни (жестокости, алчности, аморальности, национальной нетерпимости, вседозволенности и др.); искажением языка и культуры народа; дезинформацией, воздействующей на духовность и психику народа, руководства стран.

Такие действия интенсивно проводятся и в нашей стране против народа после ее информационной оккупации некоторыми антинациональными СМИ, особенно на телевидении, управляемым из-за рубежа [9, 28]. Российские СМИ стали оппозиционными не только к правительству, но и к народу России.

Как показывают научные исследования НИИ психиатрии [34], в результате информационно-психологического насилия СМИ и манипулирования сознанием и подсознанием людей, при бездействии Минкультуры России происходит духовная и интеллектуальная деградация, ухудшается здоровье нации, происходит развал семьи, сокращается продолжительность жизни россиян, наступает демографическая катастрофа, ослабление воли к сопротивлению и даже к выживанию. К сожалению, предпринимаются попытки внедрить порочные и антипатриотические принципы и в систему народного образования, направленные на ослабление уровня просвещения и культуры, необходимого для существования независимой страны и свободного народа. Происходит постоянная атака на разум населения [5]. Россия оказалась единственной страной в мире, где осуждается патриотизм.

Засилье на телеэкранах и в кинотеатрах западных фильмов ужасов, в которых пропагандируется культ силы, жестокости, стяжательства, циничного отношения к людям, вызывает среди подростков отвращение к труду, рост преступности, различные формы отклонения. Этому же способствует массовая попкультура, захлестнувшая Россию.

Одним из способов информационной агрессии против личности, отрицательно влияющей на психическое здоровье населения, является назойливая агрессивная, возмущающая и оскорбляющая реклама, особенно пропаганда питейных традиций и реклама алкогольных напитков, которая вызвала алкогольную эпидемию, подрывающую здоровье и генофонд населения, жизнеспособность и национальную безопасность страны. По прогнозам специалистов, население России к 2015 г. сократится на 11,6 млн. чел.

Средства радиоэлектронной борьбы применяются для радиоэлектронного подавления противника и защиты своих войск (сил) от радиоэлектронного подавления. Электромагнитные и акустические излучения средств РЭБ оказывают подавляющее воздействие на носители и на среду распространения информации как в боевых действиях, так и в мирное время, особенно против систем разведки и управления оружием [19, 33]. Кроме того, могут быть внедрены компьютерные вирусы, разрушающие информацию, и обеспечен вывод из строя систем управления активизировавшимся вирусом, внедренным накануне войны, а также дезорганизация информационных систем противоборствующей стороны. Возможно также дистанционное разрушение информации с помощью передаваемых по радиолиниям связи вирусов, программных закладок и др. Особую опасность приобретают компьютерные преступления, так как в развитых странах не менее 90% информации циркулирует в электронной форме.

В числе наиболее вероятных объектов поражения зарубежные эксперты называют системы управления инфраструктурой энергетики, связи, транспорта, финансов, обороны. Следствием их поражения могут быть массовые катастрофы, парализующие жизнедеятельность современного государства [29]. Не исключена очередная финансовая катастрофа, ввиду полной привязки рубля к доллару, масса которого в России уступает только США, и крах которого прогнозируется ввиду его обеспеченности не более, чем на 5-7% и ожидаемого мирового экономического кризиса [36].

Лингвистические средства используются при ведении международных переговоров, подписании и выполнении договоров между сторонами для навязывания противоречивой (двусмысленной) терминологии и семантически неоднозначных языковых оборотов при составлении текстов международных договоров, меморандумов, соглашений, пактов др., особенно в ходе «дружественных» переговоров «без галстуков».

Психотронные средства предназначены для дистанционного зомбирования населения и власти, возбуждения психических и психофизиологических расстройств пользователей информации и в результате смешения цветовой гаммы, дискретности и интенсивности излучения на экранах телевизоров, достижения эффекта «25 кадра», воспринимаемого только на подсознательном уровне и др. С помощью мощных когерентных электромагнитных излучений возможно воздействовать на психику и зомбировать людей, а иногда инициировать катастрофические возмущения, вызывающие экологические бедствия.

Психотронные средства являются составной частью психофизического оружия, охватывающего весь возможный спектр воздействия на психику человека [28]. К психофизическому оружию относят техногенные, фармакологические и другие средства и способы преднамеренного информационного и/или энергетического воздействия, влияющие на психические функции и на работу физиологических органов и систем человека с целью модификации его сознания, поведения и здоровья в нужном для воздействующей стороны направлении.

Психотропные средства способны воздействовать на психику человека на генном или хромосомном уровнях: транквилизаторы разрывают связь между информационно-психическими и физическими процессами в организме человека, галлюциногены вызывают психические расстройства. У слабовольных субъектов с помощью фармакологических средств, лекарств, наркотиков и др. могут быть изменен менталитет, достигнуто морально-нравственное разложение.

Информационное оружие, в частности, психотронные средства могут оказать вредное воздействие не только на мозг отдельного человека, но и на массы людей, особенно в киноконцертных залах, на стадионах, площадях, в других местах массового скопления людей, где возникают групповые электромагнитные биополя. Не исключено воздействие ИО на животных и растения, на окружающую природную среду, на информационные, производственные и технологические процессы, на функционирование вычислительных и космических центров, электростанций и др. [31]. В результате массового воздействия ИО не исключается даже психологическая деградация общества. Не случайно поэтому комплексные воздействия ИО исследуются не менее, чем в 30 странах мира, в том числе в США, Великобритании, Франции, Германии, Японии, Израиле, России и др.

От обычных средств поражения ИО отличают: скрытность – возможность достигать цели без видимой подготовки и объявлении войны; масштабность – способность наносить невосполнимы ущерб, не признавая национальных границ и суверенитетов, без ограничения пространства во всех средах жизнедеятельности; универсальность – возможность использования как военными, так и гражданскими структурами, как против военных, так и гражданских объектов [2].

По оценкам парламентских слушаний в государственной Думе РФ «Угрозы и вызовы в сфере информационной безопасности» (июль 1996 г.), сфера применения ИО включает экономическую, банковскую, социальную, экологическую и оборонную области с целью: дезорганизации управленческих структур, транспортных потоков и средств коммуникации; блокирования предприятий, банков и даже отраслей промышленности путем нарушения связей и системы взаиморасчетов, проведения валютно-финансовых махинаций и т.п.; инициирования техногенных катастроф на территории противника в результате нарушения штатного управления технологическими процессами и объектами. В сознание людей могут быть внедрены определенные представления, привычки и поведенческие стереотипы, вызвано недовольство или паника среди населения, провоцированы деструктивные действия различных социальных групп.

Наибольшее воздействие ИО оказывает на функционирование органов государственного и военного управления, финансово-кредитных и банковских структур, транспорта, энергетики, потенциально опасных производств в ядерном, химическом и других потенциально опасных комплексах, систем предупреждения и устранения последствий техногенных и природных катастроф как в мирное, так и в военное время. С помощью ИО руководству нашей страны навязаны неуправляемые рыночные процессы, от которых на Западе давно отказались, так как они могут оставить только разрушенную экономику, оборону, социальную и духовную сферы.

Интенсивность применения ИО против России значительно возрастает в связи с использованием в информационных технологиях зарубежных технических и программных средств, противодействием развитию отечественных информационных и телекоммуникационных средств, их приоритетному по сравнению с зарубежными распространению на внутреннем рынке.

После массового применения ИО может измениться и характер, и содержание войны, которое может состоять не в захвате территории противника, а в подавлении его воли к сопротивлению, разрушении политического и военно-экономического потенциала, обеспечении господства победителя в политике, в экономике, на рынках сбыта, в информационно-психологической сфере, обрекая побежденных на нищету и гибель.

В мирное и военное время в процессе информационной войны могут проводиться отдельные акции, мероприятия, действия и операции различного уровня, вплоть до глобального [21].

В 1998 г. в США разработана доктрина совместных действий по проведению информационных операций, которые представляют собой комплекс действий, проводимых с целью воздействия на информацию и информационные системы противника при одновременной защите своей информации и информационных систем. Основными элементами (или действиями) информационных операций являются: противодействие разведке противника, введение в заблуждение противника, радиоэлектронное подавление и поражение информационных систем, атака на компьютерные сети, психологические операции. Такие операции предусматривается проводить в войнах и в мирное время [7, 10, 15]. Принята также концепция информационной войны [12], в которой изложены взгляды военно-политического руководства на ИВ и определены пути ее реализации.

Перечисленные угрозы и вредные воздействия вызвали необходимость проведения мероприятий по обеспечению информационной безопасности (ИБ) всех сфер деятельности. Особенно актуальной проблема защиты национальных информационных ресурсов приобрела в связи с расширением доступа к ним через глобальные информационные сети типа Интернет (Internet), которые становятся сферой ожесточенного противоборства, ареной информационных войн будущего.

На упомянутых парламентских слушаниях в 1966 г. отмечено, что ИБ России находится на критическом уровне, что чревато потерей информационного суверенитета личности, общества, государства [27].

Без создания в нашей стране системы ИБ (как это сделано в США) [4,8], способной обеспечить надежную защиту государственных и коммерческих информационных ресурсов от утечки важной политической, экономической, экологической, научно-технической, военной и другой информации невозможно эффективное использование информационных ресурсов в интересах государства, общества и его граждан. Уже есть печальный опыт поражения федеральной власти в информационной войне в период первого чеченского конфликта (1994-1996 г.г.).

Недостаточная или искаженная информация не позволила своевременно выявить угрозы и предотвратить войны, природные и техногенные катастрофы, террористические акты, в том числе такие как Вторая мировая война, Чернобыльская катастрофа, террористические акции в России, в США и в других странах. Поэтому задача завоевания информационного превосходства должна быть выдвинута в качестве важнейшей проблемы государственного и военного строительства [11,32], так как давно известно, что тот, кто владеет информацией, тот владеет миром.

Информационная безопасность должна обеспечить, прежде всего, достижение национальных интересов России, как совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства во всех сферах общественной жизни за счет соблюдения конституционных прав и свобод граждан в информационной деятельности, всестороннего развития отечественной индустрии средств информатизации и связи, обеспечения безопасности информационных и телекоммуникационных систем. От способности противодействия информационной агрессии в мирное и военное время зависит будущее страны, экономики, обороны [11]. В связи с этим, проблема информатизации и ИБ – это проблема выживания России как геополитического субъекта.

В зависимости от объекта защиты ИБ подразделяют на информационно-техническую и информационно-психологическую. [2, 4, 21]

Информационно-техническая безопасность формулируется как вид ИБ объектами защиты, в которой являются информационно-технические системы. Информационно-психологическая безопасность – это вид ИБ, объектами защиты, в которой является психика людей (сознание и/или подсознание человека), а также различные формы общественного и коллективного сознания (наука, мораль, культура, религия, идеология, общественная психология и пр.).

Основными угрозами информационно-психологической безопасности являются: блокирование на неосознаваемом уровне свободы волеизъявления человека, искусственное привитие ему синдрома зависимости; применение специальных технических и программных средств для воздействия на психику человека; манипуляция общественным сознанием; деструктивное воздействие на психику геопатогенных и антропогенных зон; разрушение единого информационного и духовного пространства, традиционных устоев общества и общественной нравственности. Потенциальными источниками угроз в области информационно-психологической безопасности являются: физические лица, обладающие способностями воздействия на других людей; религиозные и иные группы и организации деструктивного толка; источники информирования; программы для ЭВМ; генераторы физических полей и излучений; геопатогенные зоны (территории и зоны местности, обладающие способностью воздействия на психику человека); антропогенные зоны (территории и зоны местности, где ранее проводились массовые уничтожения и/или захоронения людей, скотобойни и т.п., оказывающие вредное воздействие на человека) [2].

Учитывая возрастание опасностей и угроз информации информационным системам, по заданию совета Безопасности России рабочей группой ученых министерств и ведомств разработана и 9 сентября 2000 г. утверждена Президентом РФ Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, в которой детально изложены угрозы ИБ России и мероприятия по ее обеспечению [6]. В ней к внешним источникам информационной безопасности отнесены:

  • деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленная против интересов России в информационной сфере;
  • стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных рынков;
  • обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами;
  • деятельность международных террористических организаций;
  • увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и противодействие созданию конкурентоспособных российских информационных технологий;
  • действие иностранных космических, воздушных, морских и наземных технических и иных видов разведки;
  • создание рядом государств средств опасного воздействия на информационные сферы России, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, несанкционированный доступ к ним.

К внутренним источникам ИБ отнесены:

  • критическое состояние отечественных отраслей промышленности;
  • неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в информационной сфере, получение криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации, усиление влияния организованной преступности на жизнь общества, снижение степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере;
  • слабая координация деятельности органов власти по формированию и реализации единой государственной политики в области обеспечения ИБ;
  • отсутствие необходимой нормативной правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере;
  • неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный контроль за развитием информационного рынка России;
  • недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению ИБ;
  • снижение эффективности системы образования и воспитания, недостаточное количество квалифицированных кадров в области обеспечения ИБ;
  • слабая активность федеральных органов государственной власти в информировании общества о своей деятельности, в разъяснении принимаемых решений, в формировании открытых государственных ресурсов и развитии системы доступа к ним граждан;
  • отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации органов государственной власти, кредитно-финансовой сферы, промышленности, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, сферы услуг и быта граждан.

В Доктрине отмечено, что состояние ИБ в стране не в полной мере соответствует потребностям общества и государства.

Нет четкости при проведении госполитики в области формирования информационного пространства, развития системы массовой информации, организации информационного обмена и интеграции информационного пространства России в мировое информационное пространство, продвижения российских информационных систем с внутреннего рынка.

Серьезный урон нанесен научным и производственным коллективам в этой области в результате массового ухода из них и выезда за рубеж высококвалифицированных математиков и программистов.

Отставание отечественных информационных технологий вынуждает даже органы власти создавать информационные системы на базе импортной техники из-за чего повышается зависимость России от иностранных государств и снижается уровень ИБ.

Возросли угрозы применения ИО против России при одновременном снижении уровня противодействия этим угрозам и недостаточном внимании развитию средств космической разведки и РЭБ.

Наибольшую внешнюю угрозу объектам ИБ представляет разведывательная деятельность иностранных государств, РЭБ, проникновение в компьютерные сети, информационно-психологическая подрывная деятельность, особенно в области экономики, духовно-нравственной сферы и обороны. Из внутренних угроз наиболее опасно разрушение радиоэлектронной промышленности, ненадежное функционирование и деморализация СМИ, информационных и телекоммуникационных систем, которые могут привести к нарушению общественной стабильности, вызвать вред здоровью и угрозу жизни людей [6, 8]. По оценке ФАПСИ в настоящее время «информационная компонента в стратегии обеспечения национальной безопасности государства вышла на первый план [35]. Это обусловлено рядом объективных обстоятельств:

  • во-первых, разрушение и дезорганизация информационной инфраструктуры страны по силе воздействия на ее органы управления и экономический потенциал соизмеряется с последствиями применения оружия массового поражения;
  • во-вторых, с учетом первого вывода в условиях прекращения холодной войны и нормализации межгосударственных отношений в традиционной военной области, центр тяжести противоборства развитых государств перемещается в информационную сферу;
  • в-третьих, средства, применяемые для негативных воздействий на информационные и телекоммуникационные системы, стали доступных не только государственным спецслужбам, но и отдельным криминальным и террористическим группировкам, в результате чего проблема обеспечения ИБ стала международной и по значимости соизмеримой с глобальной экономической и экологической безопасностью».

В Доктрине информационной безопасности указано, что сложившееся положение дел в области обеспечения ИБ требует безотлагательной разработки и реализации государственной политики и дальнейшего развития системы обеспечения ИБ. Признано целесообразным разработать федеральные целевые программы обеспечения ИБ, критерии и методы оценки ее эффективности, совершенствовать нормативную правовую базу и научные основы обеспечения ИБ, включая установление ответственности и координации деятельности органов власти, организаций и граждан за соблюдение ее требований с учетом современной геополитической ситуации, условий политического и социально-экономического развития России.

Назрела необходимость принять государству решительные меры по обеспечению технологической независимости страны в области информатизации, телекоммуникации и связи, разработать средства и способы обеспечения безопасности информации и информационных технологий, прежде всего используемых в системах управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами; развитию системы защиты информации, государственной тайны и технологической базы управления государством в мирное время, в чрезвычайных ситуациях (ЧС) и в военное время; совершенствованию информационной инфраструктуры; участию России в использовании глобальных информационных систем. Важнейшей государственной задачей следует считать защиту информационных ресурсов [13], разработку мер и переход в информационное контрнаступление.

Должны быть определены правовые, организационно-технические и экономические способы обеспечения ИБ во всех сферах жизнедеятельности, в том числе экономики, внутренней и внешней политики, науки и техники, духовной жизни, информационных и телекоммуникационных системах, вооруженной и гражданской защиты, правоохранительной и судебной сфер, особенно в условиях всех видов ЧС.

Доктриной предусматривается разработка и реализация госполитики обеспечения ИБ России, которая должна быть направлена на: выявление угроз информации и информационным системам; совершенствование правового обеспечения ИБ и развитие систем защиты информации; лицензирование и сертификацию; страхование информационных рисков; поддержку отечественных производителей информационных средств; подготовку кадров в области защиты информации; присоединение России к системе международной стандартизации и сертификации информационных технологий.

Намечается повысить эффективность государственного руководства деятельностью государственных СМИ, принять и реализовать федеральные программы обеспечения ИБ, развивать информационное пространство России, создать безопасные информационные технологии, пресекать компьютерную преступность, повысить правовую культуру и компьютерную грамотность граждан, обеспечить технологическую независимость страны в информационно-телекоммуникационной области. С целью более грамотного решения, перечисленных задач потребуется создать единую систему подготовки кадров в области ИБ и информационных технологий. В частности планируется в школах изучать информатику, начиная со второго класса. Однако, чрезмерное увлечение школьников компьютерами может снизить их интерес к чтению, ухудшить эстетическое воспитание, повлиять и уже влияет на состояние как физического, так и интеллектуального здоровья.

Большое внимание в Доктрине уделено обеспечению ИБ в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС), в которых наиболее уязвимыми объектами являются система принятия решений по оперативным действиям (реакциям), связанным с развитием ЧС и ходом ликвидации их последствий, а также система сбора и обработки информации о возможном их возникновении. Особое значение для нормального функционирования указанных объектов имеет обеспечение ИБ при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. Указано, что сокрытие, задержка поступления, искажение и разрушение оперативной информации, несанкционированный доступ к ней могут привести как к человеческим жертвам, так и к возникновению сложностей при ликвидации последствий ЧС, связанных с особенностями информационного воздействия в экстремальных условиях: к приведению в движение больших масс людей, испытывающих психический стресс, к быстрому возникновению и распространению среди них паники и беспорядков на основе слухов, ложной или недостоверной информации.

К специфическим направлениям обеспечения информационной безопасности в условиях ЧС отнесены: разработка эффективной системы мониторинга объектов повышенной опасности, нарушение функционирования которых может привести к возникновению ЧС, и их прогнозирования; совершенствование системы информирования населения о возникновении и развитии ЧС; повышение надежности систем обработки и передачи информации, обеспечивающих деятельность органов власти; прогнозирование поведения населения под воздействием ложной или недостоверной информации о возможных ЧС и выработка мер по оказанию помощи большим массам людей в условиях этих ситуаций; разработка специальных мер по защите информационных систем, обеспечивающих управление экологически опасными и экономически важными производствами.

С целью реализации первоочередных мероприятий, предусмотренных Доктриной, координации деятельности федеральных органов государственной власти и управления, решающих задачи обеспечения ИБ, разработана Федеральная программа обеспечения информационной безопасности.

В Программе предусмотрены следующие основные мероприятия.

  • Разработка новых федеральных законов, внесение изменений и дополнений в законодательство и нормативные правовые акты в области информационной безопасности, разработка и внедрение механизмов их реализации.
  • Организация системы мониторинга и анализа угроз информационной безопасности.
  • Создание безопасных информационных технологий и информационно-коммуникационных систем, используемых в процессе реализации жизненно важных функций общества и государства, обеспечение технологической независимости страны в этой области.
  • Гармонизация отечественных стандартов и унификация нормативных документов в области обеспечения безопасности информационных технологий и информационно-коммуникационных систем.
  • Разработка эффективных методов и средств пресечения компьютерной преступности в информационных и телекоммуникационных системах.
  • Обеспечение защиты национальных информационных ресурсов.
  • Создание информационно-телекоммуникационной системы федеральных органов государственной власти.
  • Развитие инфраструктуры единого информационного пространства.
  • Повышение эффективности руководства деятельностью государственных СМИ.
  • Государственная поддержка отечественных фундаментальных исследований и разработка техники в области ИБ.
  • Разработка системы отечественных стандартов и унифицированных нормативных документов в области обеспечения ИБ информационных технологий и информационно-коммуникационных систем общего и специального назначения.
  • Развитие системы подготовки специалистов и персонала информационных и телекоммуникационных систем и сетей в области обеспечения ИБ.
  • Развитие международного сотрудничества, разработка и реализация комплекса мероприятий по обеспечению международной информационной безопасности.

В результате реализации Программы должны быть созданы: нормативная правовая база обеспечения ИБ; система мониторинга угроз ИБ, система подготовки специалистов в этой области.

Перечисленные предложения и первоочередные мероприятия намечают тенденции, предпосылки и возможные пути предотвращения опасностей и угроз ИБ, восстановления, возможно еще не полностью утраченных государственных и коммерческих секретов во всех отраслях деятельности, воссозданию одной из важнейших составляющих национальной безопасности нашей страны. Однако для их осуществления предстоит огромная научная и организационно-техническая работа, прежде всего по восстановлению радиоэлектронной промышленности, ликвидации информационно-финансовой оккупации страны.

Реализация требований Доктрины, Программы и разработанных на их основе планов обеспечения ИБ, должна способствовать социально-экономическому и духовному развитию, укреплению безопасности и обороны, восстановлению международного авторитета России, защите ее интересов в мировом информационном пространстве.

Литература

  1. Беляев Е.А. Информационная безопасность как глобальная проблема// Глобальные проблемы как источник чрезвычайных ситуаций. Материалы международной конференции. //Под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: УРСС, 1998, С.123-134.
  2. Брюховский Г.Н., Крылов Г.О., Турко Н.И. Основы информационной безопасности государства на современном этапе. //ВАГШ, 2000- 68с.
  3. Гриняев С.И. Интеллектуальное противодействие информационному оружию. / М.: СИНТЕГ, 1999 – 230 с.
  4. Гриняев С.Н. Планы и перепланировки. //Независимое военное обозрение, 2001 — № 30.
  5. Дежин Е. Атака на разум противника. //Независимое военное обозрение, 2001, № 1.
  6. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 г.
  7. Доктрина совместных действий по проведению информационных операций. Наставление объединенного штаба КНШ ВС США 3-13. Пер.с англ.,1998. – 47 с.
  8. Емельянов Г.В., Стрельцов А.А. Информационная безопасность. –М.: 1999,.52с.
  9. Касьяненко Ж. Жрецы хаоса. Информационная оккупация// «Советская Россия», 1999, 14 января.
  10. Комов С.А. О способах и формах ведения информационной борьбы. // «Военная мысль», 1997 — № 4, С.18-22.
  11. Коротченко Е.Г. Информационно-психологическое противоборство в современных условиях //Военная мысль, 1996 — № 1, С.22-28.
  12. Концепция информационной войны США. Пер. с англ., !998. – 49 с.
  13. Леваков А.А. Пентагон на страже информационного пространства. //Независимое военное обозрение, 1997 — № 30.
  14. Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Третья мировая (информационно-психологическая) война. // М.: ИСПИ АСН, 1999 – 304 с.
  15. Литвиненко А.В. Специальные информационные операции. // «Безопасность, 2001- — № 1-2 (53), С.129-133.
  16. Маслеников Д. Реальная опасность для жизни граждан. //Независимое военное обозрение, 1996- № 13.
  17. Модестов С. А. Китай готовится к информационной войне. //Незави-симое военное обозрение, 1998-№ 13 (87), 3-9 апреля.
  18. Мухин А.А. Информационная война в России: Участники, цели, технологии. – М.: Изд. «Гном и Д», 2000 – 256с.
  19. Палий А.И. Радиоэлектронная борьба. // М.: Воениздат, 1989 – 350 с.
  20. План Даллеса для СССР. «Размышления о реализации американской послевоенной доктрины» // М.: «Правда Москвы», 2001, март.
  21. Позняков А.И. Информационная безопасность страны и вооруженных сил: сущность, структура, актуальные проблемы обеспечения. Национальная безопасность. //ВАГШ-2000. С.146-166.
  22. Почепцов Г.Г. Информационные войны. М.: «Рефл-бук», К, «Ваклер», 2000 – 576 с.
  23. Прокофьев В.Ф. Тайное оружие информационной войны. //М.: СИНТЕГ, 1999 – 152с.
  24. Пути достижения победы в информационной войне. Рекомендации научно-практической конференции. 27 августа 1998 г.
  25. Расторгуев С.П. Информационная война. //М.: «Радио и связь», 1998 – 416 с.
  26. Рекомендации по итогам парламентских слушаний на тему «Угрозы и вызовы в сфере информационной безопасности РФ», 12 августа 1996 г.
  27. Соловцов Н.Е., Глазов Б.И., Ловцов Д.А. Классификация и способы применения информационного оружия. //Стратегическая стабильность. – М.: 1999 — № 4, С.70-75.
  28. Суровцева Е. Запад переходит в «информационное наступление». – «Красная звезда», 1997, 16 мая.
  29. США готовы к информационной войне с Россией. С.А. Модестов. //Независимое военное обозрение, 1997 — № 25.
  30. Цыгичко В.Н., Черешкин Д.С., Смолян Т.Л. Информационное оружие как геополитический фактор и инструмент силовой политики. Предпринт. ИСА РАН. — М.:, 1977.
  31. Цыганков В.Д., Лопатин В.Н. Психотронное оружие и безопасность России //СИНТЕГ, 1999-152 с.
  32. Черешкин Д.С., Цыгичко А.Н., Палий А.И. и др. Концепция информационной безопасности РФ. // ИСПИ РАН, 1994 – 44 с.
  33. Электронные боевые действия. Устав ВВС США АFM 2-8. Пер. с англ.,1987. — 58 с.
  34. Полищук Ю.И. Электронная порча. Социальные причины душевных болезней в постсоветской России. // Советская Россия, 13 сентября 2001 г.
  35. Маркоменко Ю. Невидимая затяжная война. // Независимое военное обозрение, 16-21 октября 1997 г., № 30.
  36. Крах доллара. // Составитель А.А.Нагорный – М.:, 2001 – 168 с.
  37. Мы позволили. // Русская газета, 1997 — № 4.

Источник: Центр Стратегических Оценок и Прогнозов

С 2011 года на кафедре «Вычислительных систем и программирования» ИНЖЭКОНа осуществляется набор на направление бакалавриата 090900 «Информационная безопасность» по профилю «Организация и технология защиты информации» на очную и очно-заочную (вечернюю) формы обучения.


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *