ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИИ

Марков А.А., к.юр.н.
Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет
Санкт-Петербург, Россия

В настоящей статье рассматриваются актуальные проблемы кадрового обеспечения информационной безопасности в аспекте современного образования, где формулируется необходимость создания и обучения в условиях современного информационного общества качественно новой профессии – специалиста по информационной безопасности.

В. П. Шерстюк, директор Института проблем информационной безопасности МГУ им. М. В. Ломоносова, считает, что решение проблем кадрового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации потребует: разработки общеметодологических основ кадрового обеспечения информационной безопасности, включающих разработку и исследование механизмов государственного регулирования подготовки кадров в области информационной безопасности, анализ и обоснование предметной области подготовки кадров в области информационной безопасности как междисциплинарной отрасли научного знания, исследование путей использования современных образовательных технологий в целях повышения эффективности распространения знаний в области обеспечения информационной безопасности, формирование научного и учебно-методического обеспечения непрерывной подготовки кадров в области информационной безопасности… [2]

Вместе с тем, как утверждает В.П. Шерстюк, если на сегодняшний день существует уже более 100 вузов России, осуществляющих подготовку кадров по научно-технической компоненте информационной безопасности, имеется семь государственных образовательных стандартов и разработанных на их базе основных образовательных программ, то по гуманитарной составляющей такие стандарты пока не созданы и специальности не утверждены. [2]

Получается, что мы однобоко смотрим на решение проблематики информационной безопасности. Преимущество по-прежнему отдается традиционному взгляду на информационную безопасность как на технико-технологическое явление, а ее гуманитарная (психофизическая) составляющая рассматривается как нечто второстепенное, хотя и в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, и во взглядах специалистов везде присутствует осознание актуальности и этой части информационной безопасности.

На наш взгляд, мы не можем создавать кадры, специализирующееся в обеспечении информационной безопасности, ориентированные только на отдельную специфическую деятельность, полагая, что она является решением многих проблем, связанных с обеспечением интересов общества и личности в информационной сфере. Современные образовательные технологии в этой области обязаны предусматривать комплексное изучение и овладение всеми составляющими информационной безопасности. Понимание явления целиком определяет степень универсализма будущего специалиста. Важность серьезного изучения проблематики обеих частей информационной безопасности, включая полноценное использование имеющихся возможностей и знаний для оптимального построения информационной защиты личности, общества и элементов в структуре общества сегодня несомненна, так как Россия уже на пути к жизнедеятельности в условиях постиндустриального (информационного общества). Т.е. речь идет о создании специальности, которая готовит разносторонне подготовленных специалистов, в равной степени владеющих и техническими, и психофизическими аспектами информационной безопасности – специалиста в сфере информационной безопасности.

Такая специальность, как нам представляется, должна быть заложена в образовательных стандартах третьего поколения, если мы признаем доминантой современного развития цивилизации информационное общество. Эти стандарты должны учитывать и техническую и гуманитарную направленность будущей специальности, и представлять собой современные образовательные технологии, соотнесенные с последними достижениями в информатизации, компьютеризации, криптографии, в информационно-коммуникационных системах и технологиях, математике и пр. точных и специальных науках, а также в области социологии, психологии, юриспруденции, менеджмента, корпоративных отношений, пиарологии.

Учитывая востребованность такой специальности для большинства самых различных организаций независимо от формы деятельности и статуса, нельзя, чтобы обучение этой специальности стало доступным для многих, особенно для коммерческих высших учебных заведений, не имеющих соответствующей базы, методик и, что немаловажно,
преподавателей-специалистов. В таком случае получится количество, не подтвержденное качеством, что мы видим на примере иных так называемых модных и престижных специальностей. В итоге это может привести только к усугублению кадровой проблемы в общей проблематике информационной безопасности. Напротив, элитарность и необходимость данной профессии должны обеспечить немногие ведущие технические и гуманитарные ВУЗы (на уровне университетов), имеющие необходимую технологическую, методическую и преподавательскую базу.

Промедление в данном вопросе, что свойственно многим российским проектам, требующим безотлагательных решений, приведет к дальнейшему отставанию страны не только в кардинальных, но и в текущих проблемах обеспечения информационной безопасности, что в условиях интенсификации глобальных информационных процессов недопустимо.

Развитие глобальных информационных процессов, неуклонное усложнение информационно-коммуникационных связей на всех уровнях – от межличностных до межгосударственных, — предопределяет появление и формирование новых информационных угроз, что актуализирует необходимость создания соответствующего института информационной безопасности на основе имеющихся профессиональных специалистов, способных эффективно противостоять информационным опасностям, агрессиям, утечкам, сбоям и т.д. в универсальном формате.

Сегодня в реальности чаще всего существует полная разрозненность и непонимание целей общей защиты информационной безопасности той же организации всеми ее участниками: сотрудники департаментов безопасности заняты проблемами утечек информации, сотрудники информационно-аналитических и компьютерных служб заняты обеспечением защиты от сбоев, вирусов, несанкционированных доступов и пр. имеющихся информационно-коммуникационных систем, специалисты корпоративных служб информации и/или Public Relations озабочены проблемами сохранения имиджа и репутации организации и ее персонала от информационных атак и иных негативных воздействий средств массовой коммуникации и т.д. Единства в их действиях не усматривается и не предполагается, ибо каждый представитель соответствующей службы или департамента, являясь специалистом в своей области (и нередко полагающий ее самой главной в обеспечении информационных интересов организации), оказывается дилетантом в иных аспектах информационной
безопасности. [1]

Компетенция таких специалистов в современных условиях совершенно отчетливо подразумевает надлежащую и, самое главное, комплексную (универсальную) защиту интересов любого субъекта в информационной сфере, и потребность в них уже существует. Поэтому необходимо уже сейчас разрабатывать и внедрять образовательные технологии нового поколения для обучения новой профессии – специалист по информационной безопасности. Для реализации этого нужны коррективы в создаваемые образовательные стандарты, нужны заинтересованность и императив государства, тем более что в ведущих высших учебных заведениях страны, серьезно занимающихся изучением проблем обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства, существует искренняя заинтересованность и стремление придать этим процессам не только теоретический, но и практический характер.

Свидетельством этому являются научные исследования в области информационной безопасности упомянутого выше В. П. Шерстюка и др. ученых, а также растущее активное участие студентов в факультативах и спецкурсах, посвященных проблемам информационной безопасности на ряде кафедр санкт-петербургских вузов, с которыми связана научная и учебная деятельность автора настоящей статьи (думается, подобная картина может наблюдаться и в других местах при общей заинтересованности настоящей проблемой преподавателей и обучающихся).

Важно, чтобы этот процесс приобретал динамичность и последовательность, чтобы образовательные технологии оказались разноплановыми, сочетающими в себе все вопросы и проблематику информационной безопасности, чтобы востребованность этой профессии в социуме и государственная воля в реализации соответствующих положений Доктрины информационной безопасности Российской Федерации составляли необходимый синтез, что будет способствовать решению многих проблем в обеспечении информационной безопасности.

Список использованных источников
1. Марков, А. А. Связи с общественностью в защите имиджа от негативной информации СМИ (в аспекте информационной безопасности личности и организации): Монография. / А.А. Марков. – СПб: РГГМУ, 2009.
2. Шерстюк, В. П. МГУ: научные исследования в области информационной безопасности / Шерстюк В.П. // Журнал Информационное общество: [электронный ресурс]. Режим доступа:  http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/892ea7cb332e596cc32571cb00319

THE INFORMATION SAFETY AS AN OBJECT OF MODERN EDUCATION
Markov A.A. Candidate of jurisprudence
St.Petersburg State University of Engineering and Economics
St.Petersburg, Russia
dept.ksoimk@engec.ru
This article discusses the current problems of staffing the information safety in the aspect of modern education, which is formulated and the need for training in modern information society qualitatively new profession — a specialist in information safety.

Источник

С 2011 года на кафедре «Вычислительных систем и программирования» ИНЖЭКОНа осуществляется набор на направление бакалавриата 090900 «Информационная безопасность» по профилю «Организация и технология защиты информации» на очную и очно-заочную (вечернюю) формы обучения.


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *