О необходимости психологического отбора абитуриентов высших учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов в области информационной безопасности

Е.П. Жук, А.П. Жук
Россия, г. Ставрополь, Ставропольский государственный университет

В настоящее время количество высших учебных заведений (вузов), осуществляющих подготовку специалистов в области информационной безопасности, постепенно увеличивается. Это связано с реально существующей потребностью специалистов в данной области для предприятий и организаций, владеющих конфиденциальной информацией.

Известно, что основе системы защиты информации организации лежит человеческий фактор, предполагающий преданность ее персонала и персонала службы безопасности интересам организации, и осознанное соблюдение им установленных правил защиты информации. Если отдельный сотрудник службы безопасности предприятия не оправдывает доверия, то никакая эффективная система защиты не сможет гарантировать безопасность информации и предотвратить ее разглашение. Специалисты в области информационной безопасности считают, что сохранность конфиденциальной информации на 80 % зависит от правильного подбора, расстановки и воспитания персонала организации, в особенности персонала ее службы безопасности [1].

Следовательно, персонал, владеющий конфиденциальной информацией, является основным источником утраты ценной и конфиденциальной информации. Объясняется это тем, что с точки зрения психологических особенностей персонал — явление сложное, каждый из сотрудников всегда индивидуален, трудно предсказуем и мотивации его поведения часто противоречивы и не отвечают требованиям сложившейся жизненной ситуации. Это определяет особую значимость решения задачи подготовки, приема на работу и тщательного изучения персонала службы безопасности организации в процессе выполнения им своих должностных обязанностей.

Помимо профессиональных способностей сотрудники, связанные с секретами фирмы, должны обладать высокими моральными качествами, порядочностью, исполнительностью и ответственностью. Они добровольно соглашаются на определенные ограничения в использовании информационных ресурсов и вырабатывают в себе самодисциплину, самоконтроль действий, поступков и высказываний [2].

Анализ работ [1-3] показывает, что основными качествами при оценке персонала службы безопасности предприятия являются:

  1. Образование.
  2. Профессионализм.
  3. Личная культура.
  4. Моральные качества.
  5. Этика.

С учетом того, что основная доля этих качеств формируется в период обучения и воспитания в школе, то существует задача осуществления углубленного комплексного отбора абитуриентов, наряду с обычным профессиональным отбором.

Предполагаемая последовательность действий отборочной комиссии в данном случае имеет следующий вид.

Первый этап – это изучение личных документов абитуриента. Изучение документов не должно носить формально-бюрократический характер и быть единственным критерием в решении вопроса о включении данного лица в список абитуриентов. Изучение документов следует сочетать с объективным анализом личностей, претендующих на обучение, сопоставлением результатов собеседований, тестирования, опросов и т.п. Все это в совокупности позволит на конкурсной или неконкурсной основе правильно провести отбор абитуриента.

Второй этап – это собеседование с абитуриентами. Собеседования с кандидатами на должность преследуют следующие цели:

  • выявить реальную причину желания обучаться по данному профилю;
  • выявить возможных злоумышленников или попытаться увидеть слабости абитуриента как человека, которые могут провоцировать преступные действия;
  • убедиться в добровольном согласии абитуриента соблюдать правила защиты информации и иметь определенные ограничения в профессиональной и личной жизни.

Вопросники для собеседования составляются таким образом, чтобы выяснить:

  • уровень школьной подготовки;
  • источник информации о данной специальности;
  • отношение абитуриента к выбранной специальности и имел ли абитуриент склонность к данному виду деятельности;
  • возникшие сомнения, появившиеся в связи с изучением документов кандидата;
  • взаимоотношения с ближайшими родственниками в семье, жилищные условия, культурный уровень и т.п.

При подборе абитуриентов в процессе собеседования следует в первую очередь обращать внимание на их личные и моральные качества, порядочность и лишь затем на их уровень подготовки, умения и навыки.

Важно уже на первых этапах отбора исключить те кандидатуры, которые по формальным признакам явно не соответствуют требованиям, предъявляемым к будущему специалисту в области информационной безопасности.

Ответы кандидата должны фиксироваться, и те из них, которые вызвали сомнения, уточняются путем тестирования и другими способами (если это необходимо).

Одной из главных задач собеседования и тестирования является выявление несоответствия мотиваций в различных логических группах вопросов.

Психологический отбор преследует следующие цели:

  • выявление имевших ранее место судимостей, преступных связей, криминальных наклонностей;
  • определение возможных преступных склонностей, предрасположенности кандидата к совершению противоправных действий, дерзких и необдуманных поступков в случае формирования в его окружении определенных обстоятельств;
  • установление факторов, свидетельствующих о морально-психологической ненадежности, неустойчивости, уязвимости абитуриента и т.д.

По мнению многих специалистов-психологов, основные личные качества, которыми должен обладать в данном случае абитуриент, включают:

  • порядочность, честность, принципиальность и добросовестность;
  • исполнительность, дисциплинированность;
  • эмоциональная устойчивость (самообладание);
  • стремление к успеху и порядку в работе;
  • самоконтроль в поступках и действиях;
  • правильная самооценка собственных возможностей и способностей;
  • умеренная склонность к риску;
  • умение хранить секреты;
  • тренированное внимание;
  • хорошая память, способности к сравнительной оценке фактов и т.д.

Личные качества, не способствующие сохранению секретов:

  • эмоциональная неуравновешенность;
  • разочарование в себе и своих способностях;
  • ущемленное самолюбие;
  • крайне эгоистическое поведение;
  • отсутствие достаточного благоразумия;
  • нежелание и неспособность защищать информацию;
  • нечестность;
  • финансовая безответственность;
  • употребление наркотиков;
  • отрицательное воздействие алкоголя, приводящее к болтливости, необдуманным поступкам и т.д.

Отобранным для поступления в вуз считается абитуриент, у которого результаты анализа документов, собеседований, проверок, тестов и психологического изучения не противоречат друг другу и не содержат данных, которые препятствовали бы приему на учебу.

Методы психологического анализа абитуриента, проводимые одновременно приемами анализа его личных документов, позволяют сделать достаточно обоснованные выводы о пригодности данного лица к подготовке в вузе по профилю информационной безопасности и связанной в будущем с владением конфиденциальной информацией.

Библиографический список

  1. Ярочкин В.И. Информационная безопасность: Учебник для студентов вузов. –М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2003.
  2. Степанов Е.А., Корнеев И.К. Информационная безопасность и защита информации: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001.
  3. Гринберг А.С., Горбачев Н.Н., Тепляков А.А. Защита информационных ресурсов государственного управления: учебное пособие для вузов. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Источник

Поделиться в соц. сетях

Автор

Дмитрий Федоров

Редактор сайта, старший преподаватель кафедры вычислительных систем и программирования СПбГЭУ. Сфера интересов: - разработка и проведение обучающих курсов на основе языка программирования Python для всех специальностей; - проведение семинаров по методологии научной деятельности; - исследование трансформации рынка труда с использованием методов анализа данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *