Написание научной работы

Какой должна быть композиция научной работы?

Не существует определенного стандарта того, какой должна быть композиция научной работы. Автор сам вправе выбирать наилучший способ изложения материалов, чтобы наиболее убедительно раскрыть свой творческий замысел, не забывая о внутренней логической связи материалов.

Традиционной считается следующая структура научного произведения:

  1. Титульный лист (название вуза или научной организации, тема, руководитель темы, автор, место выполнения и год)
  2. Оглавление (все заголовки работы и страницы, с которых они начинаются)
  3. Введение
  4. Основная часть
  5. Заключение
  6. Библиографический список
  7. Приложения
  8. Вспомогательные указатели (например, алфавитно-предметный указатель основных понятий, встречающихся в тексте, с указанием страниц)

Что должны содержать основные разделы работы?

Во введении следует давать обоснование актуальности выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, сформулировать объект и предмет исследования, выбранный метод или методы исследования, а также показать теоретическую значимость и практическую ценность полученных результатов.

Например:

Объект исследования – сетевой учебный процесс, реализуемый в университетских информационно-образовательных комплексах с использованием Интернет-технологий.

Цель работы — разработка теоретических и методических основ ведения сетевых учебных занятий и их экспериментальная апробация в реальных условиях учебного процесса вуза.

Формулировки решаемых в ходе исследования задач даются, как правило, в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить…, вывести формулу… и т.п.). Описание решения поставленных задач составляет содержание последующих глав.

В основной части научной работы, которая может быть разбита на несколько глав, подробно рассматривается методика и техника проведенного исследования, а также обобщаются полученные результаты. Заголовки глав базируются на формулировках задач исследования.

В заключении следует привести последовательное и логически стройное изложение полученных итогов исследования, увязывая их с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Ценность проведенной работы будет выше, если в заключении удастся сформулировать практические предложения по использованию полученных результатов.

Все ли изученные источники следует включать в библиографический список?

В этот список следует включать только те литературные источники, которые нашли свое отражение в данной научной работе. Если Вы делаете ссылку на какие-то заимствованные факты или цитируете других авторов, то следует обязательно указать в ссылке, откуда Вы берете данные материалы, а эти источники нужно включить в Ваш список.

Какие материалы следует помещать в приложения?

Если какие-либо материалы не являются особенно важными для понимания решения научной задачи, то их следует вынести в приложения. Как правило, в приложения помещают копии подлинных документов, выдержки из отчетов, различные планы и протоколы и т.д. По своей форме это могут быть тексты, таблицы, графики, карты. Не забывайте делать ссылки из основного текста на материалы, вынесенные в приложения.

Как и с какой целью следует разделять текст?

Для лучшего отражения логики научного исследования в научных работах используется рубрикация текста, т.е. подразделение рукописи на отдельные логически соподчиненные части. Самой простой рубрикой является абзац (отступ вправо в начале первой строки каждой части текста).

Абзацы предназначены для того, чтобы подчеркнуть мысли автора, а также чтобы их изложение носило более завершенный характер. Грамотная разбивка текста на абзацы помогает в процессе чтения и осмысления прочитанного.

Можно ли делить главы в основной части и каким образом?

Очень часто главы основной части разбиваются на несколько параграфов. Такое деление следует производить с учетом логических правил деления понятия. Эти правила заключаются в следующем:

  1. Перечислить все виды делимого понятия, т.е. глава по своему смысловому содержанию должна точно соответствовать суммарному смысловому содержанию всех относящихся к ней параграфов.
  2. Избранный признак деления должен оставаться неизменным на протяжении всего деления, т.е. является недопустимой подмена одного признака деления другим, что может привести к неполному делению или/и к частичному совпадению содержания различных параграфов в одной главе.
  3. Члены деления должны по смыслу исключать друг друга, а не соотноситься между собой как часть и целое.
  4. Непрерывность процесса деления, т.е. при делении следует переходить к ближайшим видам, не перескакивая через них.

Какие еще требования предъявляются к заголовкам глав и параграфов?

Они должны кратко и точно отражать содержание относящегося к ним текста, не сокращая, но и не расширяя объем смысловой информации, которая в них заключена.

Не стоит использовать в заголовках узкоспециальные или местные термины, недопустимо включение в заголовок сокращений, аббревиатур, а также различных формул.

Какой системы нумерации рубрик следует придерживаться?

Возможны следующие системы нумерации:

  • использование знаков разных типов – римских и арабских цифр, прописных и строчных букв, сочетающихся с абзацными отступами;
  • использование только арабских цифр, расположенных в определенных сочетаниях.

В современных научной и технических текстах используется, в основном, чисто цифровая система нумерации, при которой номера самых крупных частей научного произведения (первая ступень деления) состоит из одной цифры, номера составных частей (вторая ступень деления) – из двух цифр, третья ступень деления – из трех цифр и т.д.

Какие приемы можно использовать при изложении научных материалов?

Существует три основных приема изложения научных материалов: строго последовательный, целостный (с последующей обработкой каждой главы) и выборочный (когда главы пишутся отдельно в любой последовательности).

При строго последовательном изложении материала исследования автор не переходит к новому разделу, пока полностью не закончил предыдущий. Это приводит к тому, что работа может потребовать очень много времени, так как пока будет обрабатываться один раздел, остальной материал, пусть даже почти не нуждающейся в обработке, будет лежать без движения.

При использовании целостного приема – затраты времени сокращаются примерно вдвое за счет того, что сначала пишется вся работа в черновом варианте, а затем осуществляется ее обработка в частях и деталях, с внесением дополнений и исправлений.

При выборочном изложении материалов автор обрабатывает имеющиеся материалы в любом удобном для него порядке, например, по мере готовности фактических данных.

Окончательный выбор того или иного приема является сугубо индивидуальным и зависит только от Вас.

Очень важно и полезно критически перечитать работу в целом после ее завершения с тем, чтобы еще раз проверить все заголовки, выводы, формулы, таблицы, язык и стиль работы.

Какие требования предъявляются к языку и стилю научной работы?

Язык и стиль письменной научной работы имеет свои характерные особенности, основывающиеся на выработанных годами традициях общения ученых.
В основном, научное изложение состоит из рассуждений, целью которых служит доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности.

Характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Средством выражения логических связей являются специальные функционально-синтаксические средства связи, которые указывают на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.), противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее), причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же), переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к…, обратимся к…, рассмотрим, остановимся на…, рассмотрев, перейдет к…, необходимо остановиться на…, необходимо рассмотреть), итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать…).

В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные и др.)

Какой терминологией можно пользоваться в научной работе?

В научный текст включаются только точные, полученные в результате длительных наблюдений и научных экспериментов сведения и факты, поэтому для их точного словесного выражения используется специальная терминология. Это дает возможность в краткой и экономной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений.

Очень важно не смешивать различную терминологию в одном тексте, так как каждая наука имеют свою терминологическую систему. Также нельзя использовать вместо принятых в данной науке терминов профессиональные слова и выражения, распространенные в среде узких специалистов.

Какие вводные слова используются в письменной научной речи?

В силу специфики научного познания, которое стремится установить научную истину, основной стилевой чертой научной речи является объективность изложения. Поэтому в тексте научных работ часто используются вводные слова и словосочетания, указывающие на степень достоверности сообщения. Например, с помощью таких вводных слов факт можно представить:

  • как вполне достоверный (конечно, разумеется, действительно);
  • как предполагаемый (видимо, надо полагать);
  • как возможный (возможно, вероятно).

Для соблюдения объективности изложения материала обязательно следует указывать источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. С этой целью в тексте используются специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным, по нашему мнению и др.).

От чьего лица ведется изложение в письменной научной речи?

Как правило, изложение ведется от третьего лица («он», «она», «оно», «они») так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа («ты»). Относительно редко используются местоимения первого лица, причем, обычно автор выступает во множественном числе и употребляет «мы» вместо «я», что позволяет отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления.

В то же время чрезмерное увлечение использованием в тексте местоимения «мы» также производит плохое впечатление, поэтому авторы научных работ стараются использовать конструкции, исключающие употребление этого местоимения. К таким конструкциям относятся:

  • неопределенно-личные предложения (например, «В начале формулируют цели экспертизы, а затем производят отбор и формирование группы экспертов»);
  • изложение от третьего лица (например, «автор полагает…»);
  • предложения со страдательным залогом (например, «Разработана экономико-математическая модель…»).

Что может повредить правильному восприятию научной работы?

Одним из важнейших условий, обеспечивающих научную и практическую ценность информации, заключенной в письменной научной работе, является смысловая точность. Неправильно выбранное слово может существенно исказить смысл написанного, дав возможность двоякого толкования и придав всему тексту нежелательную тональность.

Не следует злоупотреблять псевдонаучной терминологией и иностранными словами, особенно если Вы сами не знаете точного значения данных слов и выражений.

Необходимым качеством научной речи является ее ясность, т.е. умение писать доступно и доходчиво.

Следует избегать ненужного многословия. Необходимым и обязательным качеством грамотной научной речи, определяющим ее культуру, является краткость. Важно уметь избегать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора. Цель в данном случае можно сформулировать так: «как можно не только точнее, но и короче донести суть дела» .

Каким образом и для чего можно использовать цитаты?

Цитаты могут использоваться в тексте научной работы для подтверждения собственных доводов с помощью ссылки на авторитетный источник или для иллюстрации своей критики в адрес тех или иных положений, высказанных цитируемым автором.

Текст цитаты может быть двух видов: прямым, когда текст цитаты заключается в кавычки и приводится с сохранением авторского написания, или непрямым, когда за счет пересказа мыслей других авторов своими словами удается добиться значительной экономии текста.

В любом случае, необходимо в точности воспроизводить цитируемый текст, так как любое сокращение может исказить смысл, который был вложен автором приводимой выдержки, а также не забывайте указывать источник цитаты.

Каким образом можно сделать излагаемые материалы более наглядными?

Для того чтобы сделать цифровой материал, а также доказательства и обоснование выдвигаемых положений, выводов и рекомендаций более наглядными следует использовать особые формы подачи информации, такие как схемы, таблицы, графики, диаграммы и т.п.

В зависимости от содержания таблицы бывают двух видов:

  1. Аналитические, которые являются результатом обработки и анализа показателей. Обычно после них делается обобщение в качестве нового знания (вывода).
  2. Неаналитические, в которых обычно помещают необработанные данные, служащие только для информации или констатации.

Если в тексте содержится более одной таблицы, то все они должны быть пронумерованы арабскими цифрами (над верхним правым углом пишется «Таблица …» с указанием порядкового номера таблицы).

Следует также помнить о необходимости указывать источники всех приводимых в таблицах данных.

Какие требования предъявляются к оформлению иллюстраций?

Очень часто для представления статистических данных, иллюстрирующих тот или иной вывод или закономерность, лучше использовать графики или диаграммы. К оформлению иллюстраций в научной работе предъявляются следующие требования:

  1. Иллюстрация должна быть встроена в текст и быть с ним связана, т.е. она должна органично дополнять сказанное.
  2. Все иллюстрации должны иметь сквозную нумерацию (за исключением того случая, когда во всем тексте имеется единственная иллюстрация).
  3. Ссылки на иллюстрации помещаются в тексте в том месте, где речь идет о теме, связанной с иллюстрацией. Ссылку можно оформить или в виде выражения, заключенного в круглые скобки, или с помощью специального оборота, например: «(рис.2)», или «Как видно из рис.2…», или «…как это видно на рис.2». Не следует оформлять ссылку как самостоятельную фразу.
  4. Каждая иллюстрация должна быть снабжена подрисуночной подписью, которая должна соответствовать основному тексту и содержанию иллюстрации.

Как следует оформлять формулы?

Во-первых, все наиболее важные формулы, а также длинные и громоздкие формулы, которые включают знаки суммирования, произведения, дифференцирования и интегрирования следует располагать на отдельных строках. Такое же требование относится и ко всем нумерованным формулам.

Внутри строк можно помещать небольшие и несложные формулы, которые не имеют самостоятельного значения.

Во-вторых, все наиболее важные формулы, на которые имеются ссылки в последующем тексте, следует пронумеровать. Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы.

Для нумерации промежуточных формул, не имеющих самостоятельного значения и предназначенных для вывода основных формул, используют или строчные буквы русского алфавита в круглых скобках или звездочки в круглых скобках. Например, (а), (б), (в), (*), (**), (***).

Если пронумерованных формул не слишком много, то допускается сквозная нумерация формул. В противном случае, используется сквозная нумерация формул внутри главы, при которой первая часть номера – номер главы, вторая – номер формулы в главе. Например, (1.9), (2.5), (3.4).

При оформлении ссылки на формулу ее номер также ставят в круглые скобки. Например, из формулы (1.4) следует…, на основании уравнения (2.7)…

Следует стремиться к тому, чтобы буквенное обозначение каждой переменной было уникальным во всей работе, т.е. каждой букве соответствовала одна величина, и наоборот, каждая величина представлялась одной буквой.

Следует запомнить

При подготовке научной работы не должно быть мелочей. Следует заранее продумать ее структуру, так как правильное деление работы на главы и параграфы может помочь Вам при написании работы.

Автор в праве сам выбрать наиболее удобный для него прием изложения научных материалов: строго последовательный, целостный или выборочный, исходя из своего опыта, привычек и наличия материалов.

При написании работы следует уделять особое внимание языку и стилю работы.

Источник: исследовательский портал МФПА

Введите e-mail адрес для получения уведомлений о публикации новых постов:

Delivered by FeedBurner

Смотрите по теме:

Поделиться в соц. сетях

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *