Отчислить за неуспеваемость

На каком фундаменте строится высшее образование
2010-11-30 / Аскольд Иванович Ендогур — профессор, доктор технических наук, действительный член Академии проблем качества, почетный работник высшего образования РФ.

Фундамент высшего образования – состояние среднего образования в стране. Качество образования в СССР в начале 50-х годов как в нравственном отношении, так и в получении фактических знаний было выше, чем в настоящее время. Оно было справедливое, доступное, бесплатное и давало качественные знания. Среднее образование обеспечивало как успешную профессиональную работу, так и поступление в вуз. Коррупция исключалась. Если даже родители ученика хотели бы заплатить учителю за повышенную оценку, у них просто не было средств. Даже в школе, где учились дети руководителей СССР (около станции метро «Маяковская» в Москве, там работала мать автора), не было и речи о получении незаслуженных оценок, тем более за взятки или по телефонному праву.

В начальных классах средних школ, как и в старших классах, можно было остаться на второй-третий год за двойки даже по одному предмету. Рядом с автором в обычной школе за партой сидел крупный мальчик, оставленный на четвертый год в четвертом классе; только после этого его отчислили. Другого ученика, прекрасно занимавшегося по гуманитарным дисциплинам, оставили на второй год в 9-м классе за двойку по математике. Один из них стал чемпионом СССР по самбо, а другой – ведущим юристом Москвы. Несмотря на бедность государства, золотые медали за окончание школы были действительно из золота, а серебряные – из серебра.
С введением обязательного всеобщего среднего образования все изменилось. Борьба за отчетность привела к тому, что слабо успевающие ученики на второй год обучения не оставлялись и не отчислялись. В настоящее время положение со средним образованием еще более ухудшилось. Обучение в школе стало фактически платным в той или иной форме. Ввели ЕГЭ, официально приняв систему оценок «2+1» при поступлении в институт. Все это привело к тому, что в вуз пришли совершенно неподготовленные абитуриенты, не знающие правил грамматики, основ физики, математики и других общеобразовательных предметов. Многие из студентов 4-го курса даже технического вуза не только неграмотно пишут, но и не знают, как определить площадь треугольника, чему равна плотность воды и другие прописные истины.
Вопрос, как они дошли до 4-го курса вуза, особый. Главный вопрос в том, как их теперь отчислить из института. Ведь отчисление, например, половины студентов автоматически приведет к увольнению половины преподавателей. Уволятся в первую очередь пенсионеры – наиболее опытные и профессиональные преподаватели. Их пенсия уже сравнялась с их зарплатой в вузе. Многие держатся лишь потому, что пенсия сегодня не обеспечивает им комфортной жизни. Равноценной замены пенсионерам нет, молодежь за их зарплату работать не будет.
Скачком такое положение не исправишь, а долговременные мероприятия по улучшению качества образования на сегодняшний день не приняты. Министерство образования и науки РФ собирается выходить из создавшейся ситуации, ликвидируя некоторые вузы и объединяя их остатки с другими вузами. Куда денутся уволенные преподаватели? Такие мероприятия должны иметь комплексную, многостороннюю программу действий: не только политическую и экономическую, но в первую очередь нравственную. Нельзя воспитать нравственных образованных людей, опираясь на безнравственную политику и «пьяный» бюджет.
Крупные градообразующие предприятия необходимо обязать организовывать профессиональные училища для освоения профессий и пропагандировать в школах работу на этих предприятиях и дальнейшее поступление в соответствующие по специальности вузы. В Москве, например, имеются гимназии и школы, организующие группы по изучению специфики перспективных направлений: железнодорожного транспорта, авиации и даже экологически чистой мусороперерабатывающей промышленности. Существует так называемая Школа генеральных авиационных конструкторов, базирующаяся на добровольном участии школьников 8–10-х классов. Есть колледж, готовящий учеников для поступления в вузы химического профиля.

К сожалению, не существует юридической практики, позволяющей институтам давать преимущество школьникам таких специализированных школ при поступлении в ведущие вузы инженерно-технического профиля – МАИ, МИИТ, МИХМ. Вузы обязаны принимать тех, кто набрал необходимые баллы по ЕГЭ, независимо от того, имеют абитуриенты тягу и способности к занятиям данной профессией или они поступают в вуз по принципу: «туда, где можно пройти» или «где есть военные кафедры».

Вывод: нельзя пускать на самотек падение качества образования в школах и вузах. При достижении параметров авиационного принципа «точки невозврата», после которой благополучная посадка или взлет уже невозможны по не зависящим от пилота причинам, вузы могут просто самоликвидироваться.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *