Хорошо учить, чтобы хорошо лечить

Качество медицинского образования в России резко снизилось
2010-07-14 / Елизавета Алексеева

Плохо образованный финансист, плохо образованный юрист, даже плохо образованный учитель – это очень скверно, но все-таки не смертельно. А вот плохо образованный врач – может оказаться и смертельно.

Общий кризис нашего высшего образования не мог не коснуться и медицины. Публика любит поговорить о том, что в медицинские институты надо отбирать студентов по каким-то особым душевным качествам. Все это романтика. Врач – профессия массовая. Отбирать нужно не по душевным качествам, которые определить на собеседовании невозможно, а по оценкам на экзамене, поставленным честно. И дальше – по честно полученным оценкам в течение всего курса обучения. Коррупция в медицинских вузах отзовется болезненно в прямом смысле слова на всем обществе.
Что наше медицинское образование за последние двадцать лет стало намного хуже, как говорится, – медицинский факт. Главный врач одной из московских больниц, опытнейший организатор здравоохранения, призналась как-то, что старается не принимать на работу тех, кто окончил институт в последние годы – не доверяет их дипломам. Неправильные диагнозы, неправильное лечение – следствие плохого образования в вузе и практически отсутствие последипломного образования.
Одна из острейших проблем нашего здравоохранения – подготовка врачей – обсуждалась на прошлой неделе на заседании совета Национальной медицинской палаты. Современная медицина развивается стремительно. Один за другим появляются новые методы лечения. Современные методы, современные лекарства очень эффективны, но и агрессивны. Ими надо уметь пользоваться. И обучение это происходит не только в медицинском институте, но и после его окончания и должно продолжаться непрерывно, как непрерывно совершенствуется медицина. Одной из своих задач Национальная медицинская палата считает организацию всего процесса образования врачей, чтобы, как подчеркнул президент палаты профессор Леонид Рошаль, в России последипломное образование было доступно и было высокого уровня.
Леонид Рошаль только что вернулся со 113-го съезда Немецкой врачебной палаты – профессиональной общественной организации, которая существует уже 130 лет. Именно Немецкая врачебная палата разрабатывает структуру и стандарты последипломного образования, которые рекомендует региональным (земельным) медицинским ассоциациям. Высокое качество лечения в медицинских учреждениях, в какой бы земле ФРГ они ни находились, – убедительное свидетельство эффективности такой практики.
О последипломном образовании. У нас раз в пять лет врачи должны проходить коротенькие курсы повышения квалификации в институтах последипломного образования в больших городах. Но у главного врача может не найтись средств на такие поездки докторов, и тогда ухитряются зачесть повышение квалификации каким-то иным образом.
В других странах это происходит совершенно иначе. Елена Малышева, телеведущая Первого канала, сама окончившая Кемеровский медицинский институт, рассказала, как это происходит в США, куда она имела возможность отправить учиться своих детей. Те, кто хочет стать врачом, сначала четыре года учатся в медицинском колледже, затем четыре года в медицинской школе, затем так называемая резидентура – три года для терапевта, минимум пять лет для хирурга. Только к 31–33 годам врач становится полноценным и имеет право при желании открыть частную практику. Дальше каждые пять лет он должен подтверждать свою квалификацию, набрав определенное количество баллов (так называемых кредитов) за посещение научных конференций, конгрессов и приобретение конкретных навыков, заканчивающееся экзаменом.
Приблизительно так же строится последипломное образование и в Германии. Для получения сертификата в разных медицинских обществах там требуется либо набрать 150 баллов (кредитов) за три года, либо 250 кредитов за пять лет. Чаще всего участие врача в той или иной программе непрерывного медицинского образования в течение одного часа приравнивается к одному кредиту. Обычно докторам приходится самим оплачивать свое непрерывное медицинское образование, спонсорство фармацевтическими компаниями запрещено правилами медицинских ассоциаций и этическими нормами. Конечно, при такой системе врач всегда в курсе самых современных методов лечения, причем не только теоретически, но и практически.
Совет Национальной медицинской палаты намеревается заключить соглашение с Советом ректоров медицинских вузов, разработать новые предложения по сертификации врачей и в тесном сотрудничестве с Минздравсоцразвития РФ приняться за распутывание сложного клубка проблем нашего здравоохранения.

Источник

Поделиться в соц. сетях

Автор

Дмитрий Федоров

Редактор сайта, старший преподаватель кафедры вычислительных систем и программирования СПбГЭУ. Сфера интересов: разработка и проведение обучающих курсов на основе языка программирования Python для всех специальностей; проведение семинаров по методологии научной деятельности; исследование трансформации рынка труда с использованием методов анализа данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *