Система образования может исчезнуть в демографической яме

Поколение Next предпочитает учиться не вставая из-за монитора
2010-12-17 / Вера Цветкова

В этом году ВУЗ-ы закончили 1,5 миллиона человек, из них половина устроилась работать по специальности, — остальные ушли, условно говоря, в менеджеры. Почему выпускники, получив профильное образование, не хотят (или не могут) приспосабливать свои знания на практике? Работодатели же все чаще выражают недовольство уровнем подготовки современных выпускников, а демографическая «яма» начала 1990-х годов приведет вскоре еще и к недобору студентов.

Недавно в Общественной палате по инициативе неутомимой Тины Канделаки прошел круглый стол на тему «Как изменится российская система образования в условиях «демографической ямы». Его участниками стали представители МИФИ, Высшей школы экономики, Финансовой Академии, топ-менеджеры крупных компаний (Mail.ru, «Северсталь», российского представительства Microsoft), журналисты и блогеры.
Госпожа Канделаки захватила внимание аудитории едва ли не первым вопросом: зачем нужно очное посещение, если лекции можно скачивать по Интернету, а с лекторами общаться по скайпу? Как ни странно, тезис дистанционного обучения поддержал проректор МИФИ Валентин Никитаев. Слава богу, прозвучала и другая точка зрения. Ректор московского областного социально-гуманитарного института Алексей Мазуров высказался против такого радикализма как отмена лекций и семинаров. По его мнению, информационные технологии важны, но это всего лишь способ. ВУЗ призван давать фундаментальные знания, революционные усилия по его преобразованию могут дестабилизировать всю систему. Вообще-то заочная форма обучения давно изобретена, учиться очно, но при этом удаленно — есть в этом что-то неестественное и странное. Напоминающее давний рассказ Рэя Бредбери, когда человек живет не в четырех стенах, а среди четырех экранов. Современная жизнь и так разобщает людей — еще нам отказаться от такого замечательного явления как студенчество! Много говорилось о том, что учебные заведения открыты для сотрудничества и предлагают бизнесу активнее участвовать в становлении молодых специалистов. Вузы в состоянии предоставить студенту теоретическую базу, но никто лучше самих компаний не знает, какими практическими навыками он должен обладать. Как сказал председатель совета директоров компании ABBYY Давид Ян: «Мы работаем со студентами, они пишут диссертации прямо у нас в компании и остаются здесь работать. Преподавателями в таком случае выступают не пожилые теоретики с научной базой образца 70-х годов, а действующие инженеры, которые знают, чему учить сегодня. Это можно распространить на все вузы России.». Еще он говорил об отборе — в престижных западных ВУЗах сперва смотрят на то, как абитуриент сдал экзамены, и только потом — на его материальные возможности. Если сдал очень хорошо, а материальных возможностей нет — финансы изыскиваются в виде грантов или помощи благотворительных фондов. В западных ВУЗах, подхватил тему генеральный директор компании «АйТи» Тагир Яппаров, на втором курсе начинается практика , а в российских на втором курсе треть студентов хочет изменить выбранную специальность. В западном ВУЗе студент «вылетает» за две компилляции, а у нас?..

Неприятно удивили главный редактор журнала Forbes Максим Кашулинский и бывший главный редактор «Русский Newsweek», ныне независимый журналист Михаил Фишман. Один заявил, что для журналиста не нужно пятилетнее образование — достаточно школьных грамотности и кругозора, более того — профессиональное журналистское образование не может считаться высшим образованием. Другой — что пора избавиться от ностальгии по советским временам; Россия — единственная страна, в которой журналистика преподается как академическая дисциплина. Замечательно, вот мы и приехали во времена всеобщего непрофессионализма! Можно подумать, на журфаках учат писать — научить можно разве что пиару и копирайту. Одаренный и уже пишущий человек поступает на журфак, чтобы получить фундаментальное филологическое образование и профильный диплом, подтверждающий его компетенцию. Отменить журфаки по той причине, что нынче все, кроме вовсе грамоте не обученных, пишут в блогах? По этой же причине можно предложить отменить заодно и профессиональную прозу.

Какая каша творится в головах поколения Next , можно было судить по выступлению некоего юного блогера. Оказывается, в институт поступают исключительно ради того, чтобы потрафить родителям и приобрести нужные связи. Оказывается, современные дети, которые привыкли общаться в инете наравне со взрослыми, сидеть и слушать преподавателя просто не могут. «Зачем слушать от другого человека не то, что я хочу услышать, а то, что он мне хочет сказать?».

Главное КПД данного круглого стола — проректор Финансового университета при Правительстве РФ Борис Смитиенко заявил: «Мы готовы зачислить в 2011 году по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» победителя телепередачи «Самый умный» вне конкурса».

Источник

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *