В IT-бизнесе выживает не сильный, а приспособленный

22 декабря в Высшей школе бизнес-информатики ГУ-ВШЭ прошла открытая лекция генерального директора компании «1С-Битрикс» Сергея Рыжикова.

Компания «Битрикс», созданная Сергеем Рыжиковым, в 1998 году за десять с небольшим лет прошла путь от веб-студии на аутсорсинге до известного российского разработчика программного обеспечения по управлению веб-контентом. Тому, как создаются современные программные продукты, как войти на рынок информационных технологий и закрепиться на нем, в каком направлении рынок IT развивается, и была посвящена лекция.

Главное, что необходимо учитывать начинающим IT-бизнесменам, — это скорости, на которых на рынке могут происходить изменения. Важно понимать, что от поражения не застрахованы даже безусловные лидеры, позиции которых, казалось бы, непоколебимы. Самый яркий пример тому — падение компании Novell, которая в свое время практически полностью контролировала рынок сетевых операционных систем, но начисто проиграла Microsoft борьбу за разработчиков приложений, а затем естественным образом лишилась преимущества на основном поле деятельности. Microsoft, который поначалу никто не рассматривал как поставщика программного обеспечения для бизнеса, не стал идти в лобовую атаку на Novell, а позиционировал себя в качестве удобного сервера приложений и постепенно переманил к себе почти всех разработчиков software. Известный принцип «умный в гору не пойдет, умный гору обойдет» на рынке информационных технологий оказывается чрезвычайно эффективным.

Но, пока «слоны» бились за корпоративный сегмент рынка (его привлекательность объясняется тем, что на нем «вращается» почти 90 процентов всех денег IT-индустрии), по соседству развивался Open Source, который «становится заметной силой, отдельным игроком, который склонны поддерживать все, кто не состоит в лагере Windows».

В целом, с середины 1990-х до 2003 года рынок стабилизировался, в этот период на нем формируются основные сегменты программных продуктов. Происходит глобализация, причем такого масштаба, который непредставим в других сферах бизнеса. Стали формироваться патенты и закрытые стандарты, что вылилось в очень низкий уровень технологического взаимодействия между продуктами разных компаний. Компании стремятся создать набор продуктов, который может закрыть сразу весь сегмент, и клиенты в своем выборе также вынуждены ориентироваться не на отдельные продукты, а на их принадлежность к определенной «фамилии». Все это приводит к тому, что лидеры рынка по своим оборотам в сотни, если не в тысячи раз превосходят следующую за ними группу конкурентов. Возникает вполне естественный вопрос: почему этой ситуации попустительствуют антимонопольные службы? Однозначный ответ Сергей Рыжиков дать затруднился.

Принципиальным для развития рынка IT стал стремительный рост Интернета. «Первый» интернет выполнял сугубо транспортную функцию, HTML стал основным «инструментом разметки», сформировалась электронная почта. А вот после 2003 началось развитие нового сегмента: стратегическим ресурсом становится поиск, происходит централизация сервисов поиска и обработки данных, Google становится носителем и символом новой идеологии программного обеспечения. «Поиск — это программное обеспечение, хоть мы его иногда и воспринимаем по-другому, — настаивает Сергей Рыжиков. — Если вас нет в результатах поисковой системы, значит, вас вообще нет».

Но и Google оказался не всевидящим и «проспал» появление социальных сетей. «Google сейчас идет от «частников» к корпоративным клиентам, но планирует ли он стать крупнейшей медиакомпанией или это просто новая модель монетизации программного обеспечения? — задался вопросом глава «1С-Битрикс«. — Я считаю, что Google все-таки медийная компания». Одновременно с этим резко обостряется конкуренция в сегменте «софта» для мобильных устройств. В будущем, уверен Сергей Рыжиков, продавать будут не просто компьютер — продавать будут «мобильные устройства, кусок «облака» и сервисы от единого поставщика».

Современному потребителю нужны не устройства, а сервисы. О том, насколько стремительно меняется структура рынка IT можно судить по такому факту: компания Apple более 60 процентов доходов сейчас получает на продуктах, которых не существовало еще три года назад. Под влиянием мобильных технологий изменится и наше представление о телевидении. Компьютер плюс операционная система плюс толстый кабель вместо антенны — таким будет телевидение ближайшего будущего, в котором зритель сам станет программировать нужную ему сетку вещания. Однако всеобщая «мобилизация» приведет к тому, что поставщики мобильных услуг будут знать все о вкусах, предпочтениях и возможностях своих клиентов. Соответственно, и возможности рекламного таргетинга существенно расширятся, и рядовые потребители могут пасть жертвами навязанной им моды. «Вероятно, будет происходить нерациональный, психологический отказ от более функциональных приложений в пользу более новых приложений», — предупреждает Сергей Рыжиков. Сделал он и другой, профессиональный, прогноз: HTML5 станет заменой Flash в качестве инструмента интерактивных разработок и доставки медиаконтента.

Тем же, кто собирается работать в IT-сегменте, бизнесмен посоветовал для начала найти ответы на следующие вопросы. Что за продукт или сервис вы создаете? Это не может быть просто веб-сайт, необходимо создать ясную, понятную бизнес-модель. Кто ваши клиенты? Вы должны знать их, в прямом смысле слова, в лицо. Как вы будете монетизировать свой проект? Инвесторы не хотят быть просто кошельком для стартапов. Сегодня не очень перспективно «писать» просто «софт», если делаете это — пишите его как приложение, доступное в браузере. Важно также не ошибиться с выбором платформы и не растягивать производственный цикл.

«Выживает не самый сильный, а самый приспособленный к среде, которая постоянно меняется», — резюмировал Сергей Рыжиков.

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *